БОЛГАРИЯ | |
БОЛГАРИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
О Болгарии: общая информация,
карта, история,
география, климат, флора и фауна,
политика, экономика,
население, болгарский язык, разговорник,
образование, культура и искусство,
религия Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, почта и связь, события, кухня, магазины и шоппинг Виды отдыха: отдых на море, горные лыжи, походы по горам, экскурсии, лечение и оздоровление Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи, парки и заповедники Города, курорты, отели: Албена, Балчик, Банско, Бургас, Варна, Золотые пески, Кранево, Поморие, Пловдив, Созополь, Солнечный берег, София |
БОЛГАРИЯ - ПОЛИТИКА |
Органы государственной власти. По конституции 1991, Болгария является парламентской республикой во главе с президентом как гарантом конституции, избираемым на пятилетний срок в ходе прямых выборов. Президент является главнокомандующим вооруженными силами, а также главой консультативного совета по национальной безопасности.
Президентская власть в Болгарии является ограниченной. В чрезвычайных условиях президент может воспользоваться своей властью для объявления досрочных парламентских выборов (что и произошло весной 1997); он обладает также правом однократного вето на решения парламента. Образованное на основе парламентского большинства правительство определяет экономическую стратегию и политический курс страны. В конституции последовательно проводится принцип разделения властей, а также полномочий между центром и регионами. Конституция закрепляет также принцип политического плюрализма в стране. Для принятия конституции было созвано Великое народное собрание из 400 избранных всеобщим голосованием депутатов. Народное собрание, осуществляющее законодательную власть и парламентский контроль, состоит из 240 депутатов, избираемых на четырехлетний срок, в соответствии с системой пропорционального представительства. В нем представлены партии, набравшие на выборах не менее 4% голосов. Парламент избирает и освобождает от должности премьер-министра и по его предложению – членов совета министров, вносит изменения в состав правительства по предложению премьер-министра. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор назначаются (сроком на семь лет без права повторного избрания) и освобождаются от должности президентом республики по предложению Высшего судебного совета. Местное самоуправление. В новой конституции указано, что Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования. Система административно-территориального деления Болгарии состоит из двух уровней: высшего (9 областей, включая город Софию) и низшего (в 1995 – 255 общин). Община является основной административно-территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление. Орган местного самоуправления в общине – общинный совет. Органом исполнительной власти в общине является кмет (мэр). Область – административно-территориальная единица, в которой проводится региональная политика, государственное управление на местах и обеспечивается соответствие государственных и местных интересов. Управление областью осуществляется областным руководителем при содействии областной администрации. Областной руководитель, назначаемый Советом министров, обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за соблюдение законности и общественного порядка, в его компетенцию входит также административный контроль. Политические партии. Вплоть до ноября 1989 фактически единственной политической партией в стране была Болгарская коммунистическая партия (БКП), преобразованная из созданной в 1891 социал-демократической партии. Она была единственной в Европе партией такого типа, находившейся в непримиримой оппозиции к правительству своей страны во время Первой мировой войны. Впоследствии она – один из членов-основателей 3-го Интернационала. В 1946 БКП стала правящей партией, когда набрала большинство голосов в Великом народном собрании (ВНС). На протяжении 43 лет господства она допускала существование Болгарского земледельческого народного союза (БЗНС) – послушного реликта некогда массовой крестьянской партии. В конце 1989 он насчитывал 130 тыс. членов. Все другие политические партии были объявлены вне закона или распущены. БКП сохранила также широкую массовую организацию Отечественный фронт. Число членов БКП в 1945 увеличилось в 10 раз по сравнению с 1944 и достигло 250 тыс. человек. В январе 1990 она состояла из 31150 первичных организаций и насчитывала 983,9 тыс. членов. БКП также имела молодежный резерв – Димитровский коммунистический союз молодежи (до 1958 – Димитровский союз народной молодежи); им автоматически были охвачены почти все молодые люди старше 14 лет. Дети в возрасте 9–14 лет являлись членами коммунистической пионерской организации. К концу 1980-х годов номенклатура испытала глубокий кризис легитимности вследствие экономического спада, политического и культурного упадка и в связи с проблемами этнических меньшинств. Чтобы предотвратить революционные выступления и удержаться у власти, группа «реформаторов» из правящей элиты партии 10 ноября 1989 устранила Живкова с поста генерального секретаря ЦК БКП и председателя Государственного совета. На 14-м съезде (30 января – 1 февраля 1990) БКП приняла новый устав, предусматривающий отказ от демократического централизма, а также «Манифест за демократический социализм». Основные его положения: десталинизация, отказ от монополии на власть, разнообразие форм собственности, преимущественно рыночная экономика и радикальная демократизация общества. По новому уставу, ЦК БКП был заменен Высшим партийным советом, который возглавляли председатель и секретариат. 3 апреля 1990 произошло переименование БКП в Болгарскую социалистическую партию (БСП). Оппозиционные силы возглавил основанный в декабре 1989 Союз демократических сил (СДС), объединивший ок. 20 партий, движений и клубов, оппозиционных БКП. Наиболее популярным внутри СДС был стихийно возникший политический клуб «Экогласность», активисты которого в последний год правления режима Живкова сформировали наиболее сильную радикальную оппозицию. СДС не имел определенной политической платформы, его члены объединились главным образом на основе неприятия диктаторского правления БКП. БЗНС стремился продемонстрировать полное размежевание с БКП. Официальные профсоюзы, Отечественный фронт и Димитровский комсомол также объявили себя независимыми и изменили свои названия. Кроме СДС, в стране зарегистрировано ок. 150 партий, коалиций и движений. Вооруженные силы. По оценкам на 1989, в вооруженных силах страны насчитывалось ок. 117,5 тыс. человек (91 тыс. мобилизованных): 81,9 тыс. человек в сухопутной армии, состоявшей из 8 моторизованных и 5 танковых бригад; 8,8 тыс. человек на флоте; 26,8 тыс. человек – в военно-воздушных силах. К 1995 число военнослужащих сократилось до 101,9 тыс. Сухопутная армия насчитывала 51,6 тыс. человек, военно-воздушные силы – 21,6 тыс., а военно-морские – 3 тыс. человек. В 1955–1990 вооруженные силы Болгарии были частью сил Варшавского договора – военного союза под руководством СССР. Болгария использовала преимущественно советское вооружение, включая тактические ядерные ракеты. Многие офицеры командного состава прошли подготовку в советских военных академиях и институтах. Военная служба в Болгарии всеобщая и обязательная; ее срок – два года, а на флоте – три. Военные округа находятся в подчинении министерства обороны. Кроме регулярной армии, имеются пограничные войска, служба безопасности и полиция. В январе 1990 политический контроль над вооруженными силами и министерством внутренних дел со стороны БКП был признан незаконным, а затем отменен. Партийные организации в каждом подразделении и главное политическое управление при министерстве обороны были упразднены. Внешняя политика. Болгария всегда имела тесные связи с Россией. После Второй мировой войны и при коммунистическом режиме «болгаро-советская дружба» стала интегральной частью официальной идеологии и политики. Страна была участницей Варшавского договора и входила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Болгария поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 государствами, однако с рядом стран они были временно прерваны – с Израилем в 1967, Чили в 1973 и Египтом в 1978 (в конце 1990-х годов они были восстановлены). Болгария является членом ООН (с 1955) и принимает участие в работе ок. 300 международных организаций и учреждений. С августа 1990 установлены и развиваются отношения с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». 5 мая 1992 Болгария была принята в Совет Европы. В марте 1993 подписала соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). С 1 февраля 1995 стала ассоциированным членом Европейского союза (ЕС). Отношения с соседней Турцией, историческим противником Болгарии и членом НАТО, были постоянно напряженными, но особенно обострились после 1984 после попытки насильственной ассимиляции турецкого меньшинства. После падения режима Живкова наметилось улучшение отношений между этими государствами. Болгаро-югославские отношения в 1948–1953 носили явно враждебный характер, поскольку Болгария предъявляла притязания на территорию Македонии. После примирения СССР с Югославией в 1955 они улучшились. Следует заметить, что в 1992 Болгария стала первой страной, признавшей независимую республику Македонию, из-за чего подверглась экономическим санкциям со стороны Союзной Республики Югославии. В 1999 официальное признание получил македонский язык, который ранее считался диалектом болгарского. В 1990-е годы почти все политические объединения Болгарии в своих платформах подчеркивали необходимость более тесной ориентации экономики и культуры на страны Запада. Однако вплоть до отстранения от власти правительства БСП в 1997 международные связи с западными странами развивались медленно. Весной 1999 президент и парламентское большинство выступили с поддержкой действий НАТО в Сербии. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |