ИРЛАНДИЯ |
ИРЛАНДИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
Об Ирландии: общая информация,
карта, история,
география, климат,
политика, экономика,
население, языки,
культура и искусство,
религия Справочник туриста: планирование поездки, когда лучше ехать, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, цены, транспорт, почта и связь, события и праздники, магазины, шоппинг Виды отдыха: активный отдых, экскурсии Достопримечательности: памятники природы и архитектуры Города, курорты, отели: Дублин |
ИРЛАНДИЯ - ПОЛИТИКА В ИРЛАНДИИ |
Ирландия — республика. Действующая конституция принята в результате плебисцита 1 июля 1937 г., вступила в силу 29 декабря 1937 г.
Президент Ирландии (в основном церемониальный пост) избирается населением на 7 лет. Президент имеет право созыва и роспуска нижней палаты парламента по инициативе правительства, он обнародует законы, назначает судей и других высших должностных лиц, возглавляет вооруженные силы. Фактическим главой исполнительной власти является премьер-министр (Taoiseach), выдвигаемый палатой представителей и утверждаемый президентом. Высший орган законодательной власти — парламент (ирл. Tithe An Oireachtais), в состав которого входят президент и 2 палаты: палата представителей и сенат. В палате представителей от 160 до 170 членов, избираемых населением на основе всеобщего, прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства. Сенат состоит из 60 членов, из которых 11 назначаются премьер-министром, 6 избираются Национальным и Дублинским университетами, 43 избираются путем косвенных выборов по особым спискам (кандидатуры в эти списки выдвигаются различными организациями и объединениями). Избирательная коллегия по выборам в сенат состоит приблизительно из 900 человек, в том числе из членов палаты представителей, членов советов графств и муниципалитетов. Срок полномочий обеих палат — до 7 лет. Местное управление. Ирландия является унитарным государством, и местное управление действует согласно полномочиям, которыми его наделяет парламент. Все местные советы являются выборными органами. В стране 34 графств или округов графств (главных городов), 49 советов городских округов и 30 муниципалитетов. Главными задачами местных органов являются поддержание жилищного фонда, дорог и дорожного движения, обеспечение районов водой и весенний сев, защита окружающей среды, планирование и развитие городов и местностей, организация досуга. Центральное правительство является главным источником средств, выделяемых местным органам власти, к этим деньгам прибавляются суммы, полученные за счет местного налогообложения и предоставляемых услуг. Политические партии. Становление партийной системы современной Ирландии восходит ко времени борьбы за независимость. Крупнейшие политические организации Фианна файл и Фине гаэл – наследницы соперничающих фракций исторического движения ирландских националистов – Шин фейн (Мы сами). Сторонники мирного соглашения и компромисса с Великобританией во главе с Уильямом Косгрейвом откололись от Шин фейн и образовали в 1922 партию Куманн на Гаэл (Гэльская лига), противники соглашения во главе и Имоном Де Валерой оформились в 1926 в партию Фианна файл. Правовая система. Ирландская правовая система основана на британском праве, как общем, так и статутном. Ирландское конституционное право и статутное право были добавлены после 1922. Ирландия находится также в сфере действия законов Европейского экономического сообщества с 1973. Незначительные гражданские и уголовные дела рассматриваются в 23 окружных судах. Более серьезные вопросы решаются в восьми судах суммарной юрисдикции или Высоким судом, который также рассматривает апелляции по гражданским делам, разбираемых судами первой инстанции. Апелляции по уголовным делам слушаются в суде по уголовным апелляциям, который состоит из судей Высокого суда и Верховного суда. Верховный суд является судом окончательной инстанции, рассматривающий апелляции по делам общего права и в вопросах конституционного порядка. Он определяет также, соответствуют ли конституции билли, направляемые ему президентом. Все судьи назначаются президентом по представлению правительства. Уголовные дела и многие гражданские дела слушаются судами присяжных. Солиситоры ведут дела в окружных судах и занимаются внесудебной юридической практикой. Барристеры, специализирующие исключительно на судебных процессах, занимаются ведением дел в судах последней инстанции. Вооруженные силы. Ирландия обладает весьма скромными вооруженными силами оборонительного значения, на содержание которых уходит 1,3% ВВП. В них служат около 30 тыс. человек, включая резервистов. Служба является добровольной, в ряды вооруженных сил принимаются лица, достигшие 18 лет, и минимальный срок службы составляет 5 лет в активном режиме и 7 лет в резерве. Сухопутные силы составляют 10 900, ВВС – 1000, ВМС – 1100 человек. Никогда не участвовавшие в войнах на стороне Ирландии, ирландские вооруженные силы принимали участие в миротворческих акциях ООН во многих странах мира. Президент является верховным главнокомандующим, но действует только на основе консультаций с правительством. Внешняя политика. Ирландия имеет посольства и консульства в 98 странах, поддерживает семь международных организаций и Палестинское общество. На первом этапе в международных отношениях Ирландии доминировали проблемы, связанные с Соединенным Королевством. Соединенное Королевство отказалось передать Северную Ирландию Ирландскому свободному государству. Оно также предложило Ирландии статус доминиона в рамках Британского содружества наций. В течение 1920-х годов Ирландия совместно с другими доминионами пыталась переопределить этот статус, и по Вестминстерскому статуту 1931 Соединенное Королевство признало безоговорочную независимость всех государств, входивших в Содружество. В 1936 Ирландия воспользовалась своей свободой и устранило все упоминания о британской короне из конституции, так что новая конституция 1937 носила полностью республиканский характер. Чтобы сохранить минимальные отношения с Содружеством и разрешить вопрос о Северной Ирландии, Ирландия приняла Акт о внешних отношениях 1936, по которому король мог формально действовать от имени Ирландии в международных делах. Этот акт был отозван в 1949, когда Ирландия объявила себя республикой и вышла из Содружества. В ответ Соединенное Королевство подтвердило, что не будет изменять конституционный статус Северной Ирландии без согласия населения Севера, но согласилось разрешить ирландским работникам свободный въезд в Великобританию и предоставить им гарантии политических прав. Первые годы ирландского государства отличались напряженными экономическими отношениями между Ирландией и Соединенным Королевством. В 1933 ирландское правительство отказалось от определенных выплат Соединенному Королевству, записанных в договоре, и это привело к таможенной войне, которая серьезно подорвала ирландскую торговлю. Конфликт завершился соглашением 1938 о единовременной выплате Великобритании 10 млн. фунтов. Соединенное Королевство согласилось также отозвать свои права, записанные в англо-ирландском договоре 1921, на размещение военных баз в Ирландии. Во время Второй мировой войны Ирландия сохраняла нейтралитет, прежде всего в знак протеста против оккупации Соединенным Королевством Северной Ирландии. После войны Ирландия продолжала воздерживаться от военных альянсов и не подписала Североатлантический договор 1949. В 1923 она присоединилась к Лиге наций и председательствовала на Совете Лиги в 1932. Ирландия стала членом ООН в 1955 и активно участвовала в ее миротворческой деятельности. В 1998 она потратила 0,32% от ВНП на помощь слаборазвитым странам. Ирландия присоединилась к Европейскому союзу в 1992 и выступает за укрепление Союза, в частности за введение единой валюты. Вступление в ЕС способствовало улучшению отношений с Соединенным Королевством. Страны сотрудничали начиная с 1970-х в деле налаживания мирной жизни в Северной Ирландии, основанном на уважении культурных особенностей католического и протестантского сообществ. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |