ЭСТОНИЯ | |
ЭСТОНИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
Об Эстонии: общая информация,
карта, история,
география, погода и климат,
политика, экономика,
население, эстонский язык Справочник туриста: полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, банки, транспорт, коммуникации и связь, события, праздники, магазины и шоппинг Виды отдыха: экскурсии Достопримечательности: природа и архитектура Города, курорты, отели: Таллин |
ЭСТОНИЯ - ЭКОНОМИКА ЭСТОНИИ |
В настоящее время Эстония имеет развитую промышленность и сельское хозяйство. Она развивается за счёт использования собственных сырьевых и топливных ресурсов, а также выгодного экономико-географического положения.
Региональные особенности При экономическом районировании Эстонии обычно выделяют три района: Северная Эстония, Центральная Эстония и Западная Эстония. Северная Эстония — промышленно развитый регион, около 3/4 промышленной продукции выпускается в этом районе. Промышленные центры Таллин, Кохтла-Ярве, Кунда, Маарду. Специализация хозяйства Южной Эстонии — сельское хозяйство. Из отраслей промышленности здесь развиты отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырьё (производство льляных тканей, овоще-консервная промышленность). Промышленный центр Тарту. Западная Эстония специализируется на рыболовстве и переработке рыбы, также развито животноводство и туристическая отрасль. Промышленные центры Пярну, Хаапсалу, Курессааре. Промышленность Основными отрасялми промышленности являются топливно-энергетический комплекс, химическая промышленность, машиностроение, текстильная промышленность, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Основу топливно-энергетического комплекса составляет добыча и использование горючих сланцев. На сланцах работает Эстонская и Прибалтийская ГРЭС. Сланцевый бассейн находится на севере Эстонии, на побережье Финского залива. Газ частично получают путём газификации горючих сланцев (полученный таким образом газ идёт в Таллин), а также закупают в России. Ряд элекстростанций работает на торфе. Химическая промышленность также развивается на основе переработки сланцев. Сланцевые комбитаны в Кохтла-Ярве и Кивиыли производят азотные удобрения, фенолы, красители. В Маарду также имеется производство фосфорных удобрений, сырьём для которых являются фосфориты, добываемые в Эстонии. Машиностроение представлено как нематериалоёмкими (выпуск электрооборудования, радиоаппаратуры и т.п.), так и металлоёмкие (оборудавание для добычи и переработки сланцев) отрасли. Транспортное машиностроение представлено судостроением (Локсаский судостроительный завод). Центрами целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности являются Кехра, Тарту, Пярну. Центром промышленности строительных материалов является Кунда. Из отраслей лёгкой промышленности имеется текстильная (представлена главным образом хлопчатобумажным производством, работающим на привозном сырье; центры — Нарва, Таллин), трикотажная и швейная промышленность. Пищевая промышленность производит мясо, пиво, рыбные консервы и другие продукты. Сельское хозяйство. Исторически сложилось, что основной специализацией сельского хозяйства Эстонии было мясомолочное животноводство. Проведенная в конце 1940-х годов коллективизация имела катастрофические последствия: зажиточные крестьяне были раскулачены и сосланы в Сибирь, продуктивность отрасли резко снизилась. В 1950–1960-е годы сельское хозяйство Эстонии было в значительной мере восстановлено. Позже Эстония стала своего рода экспериментальной лабораторией для советского сельского хозяйства, особенно в сфере самоуправления. В 1977 средний размер колхозных или совхозных земель составлял 5178 га. В середине 1970-х годов две трети объема сельскохозяйственного производства давало животноводство, одна треть приходилась на зерновые, овощи и сено (причем бульшая часть зерновых шла на корм скоту). Несмотря на предпринимаемые меры, сельское хозяйство остается самым отсталым сектором экономики. Эстония потеряла рынок сбыта сельскохозяйственной продукции на востоке, а экспорт продукции на запад ограничен разными квотами. Лишь треть продукции животноводства и свиноводства экспортируется. Негативно отразились на состоянии отрасли и медленные темпы приватизации сельскохозяйственных угодий. К 1998 было зарегистрировано ок. 35 тыс. частных ферм, средний размер хозяйства составлял 23 га. В последнее десятилетие происходило сокращение площади пахотных угодий, и в настоящее время под пашней находится ок. 25%, под пастбищами – 11% территории страны. В структуре сельского хозяйства преобладает мясомолочное животноводство и беконное производство. Кроме того, выращивают картофель, овощи, зерновые и плодовые культуры. Национальный доход. Темпы роста промышленности и сельского хозяйства Эстонии в 1970–1980-е годы снижались, а к 1990 их рост вообще прекратился. В 1990 ВВП составил 5,5 млрд. руб. и продолжал сокращаться в начале 1990-х годов. Его рост наметился в 1994 и достиг 5,5% в 1998. Российский финансовый кризис 1998 отразился и на экономике Эстонии. В 1999 ей пришлось пойти на сокращение бюджета и в значительной степени переориентировать внешнюю торговлю с российского рынка на страны ЕС. Произошел спад в экономике и снижение ВВП на 1,1% в 1999. В ноябре 1999 Эстония была принята во Всемирную торговую организацию. Вследствие оживления экономики в 2000 ВВП увеличился на 6,4%, по прогнозам такой же рост сохранится в ближайшие годы. Достигнутые экономические успехи отчасти объясняются почти полной приватизацией крупных государственных компаний. В 2002 ВВП Эстонии оценивался в 15,52 млрд. долл., или 11 тыс. долл. на душу населения. Доля сельского хозяйства в структуре ВВП составляет 5,8%, промышленности – 28,6%, услуг – 65,6%. В настоящее время занятость населения в разных секторах экономики распределяется следующим образом: в обрабатывающей, газовой промышленности, энергетике, водоснабжении, строительстве – 34,7%, в сельском, охотничьем, лесном, рыбном хозяйствах – 7%, в секторе услуг – 58,3% (в том числе в образовании – 7,8%, в государственном аппарате и обороне – 5,6%). Транспорт. Густая сеть дорог была создана в Эстонии еще при российском правлении в конце 19 в., а затем расширена в 20 в. В настоящее время 29,2 тыс. км автомобильных дорог имеют твердое покрытие. Число автомобилей в личном пользовании стремительно увеличивается: если в начале 1994 в Эстонии было 211 легковых автомашин на 1000 жителей, то в 1997 – 428 автомашин на 1000 жителей. Ширококолейная железнодорожная сеть имеет протяженность 1018 км (не считая путей, обеспечивающих специализированные производственные перевозки), из них электрифицированы лишь 132 км пути. В 2001 эстонские железные дороги были приватизированы местным и иностранным капиталом. На территории Эстонии действует газопровод протяженностью более 400 км, связывающий комбинат по выработке сланцевого газа в Кохтла-Ярве с Таллином, Тарту и другими городами, а также с российской газопроводной сетью. В Эстонии развито круглогодичное морское сообщение. Основные порты страны: 6 портов в Таллине, в том числе новый грузовой порт Таллин-Мууга, Палдиски, Пярну, Хаапсалу и Кунда. Действует регулярное паромное сообщение с Хельсинки и Стокгольмом. Торговый флот Эстонии насчитывает 44 судна водоизмещением более 1000 брутто-регистровых тонн каждое (суммарное водоизмещение 253 460 брутто-регистровых тонн). Летом открывается навигация по Чудскому озеру и нижнему течению р.Эмайыги от устья до Тарту. В 2002 открывается сообщение по маршруту Тарту – Псков. Развито как внутреннее, так и международное воздушное сообщение. Через аэропорт Таллина выполняются рейсы во многие европейские столицы и города СНГ. Внешняя торговля. Главными торговыми партнерами Эстонии в 1920–1930-е годы являлись Германия и Великобритания. Страна экспортировала продовольствие, бензин, древесину и пиломатериалы, импортировала машины, металлы, хлопок, хлопчатобумажные ткани и пряжу. В 1990 примерно 96% экспорта направлялось в РСФСР и другие республики СССР и лишь 4% – в зарубежные страны. 89% импорта поступало из советских республик, 11% – из-за рубежа. В конце 1990-х годов структура внешней торговли претерпела коренные изменения. В последние годы стремительно увеличивается товарооборот. Так, в 2000 по сравнению с 1999 экспорт увеличился на 52%, импорт – на 43%. Экспортируются в основном машины и оборудование (37,4% в структуре экспорта 2000), древесина и продукция деревообрабатывающей промышленности (13,4%), металлы и продукция металлообрабатывающей промышленности (7,1%), текстиль и текстильные товары (11,3%), сельскохозяйственная продукция (7,5%), химическое сырье и продукция химической промышленности (3,7%), транспортные средства (2,6%), минеральное сырье (2,5%). В 1999 и 2000 экспорт по странам распределялся следующим образом: Финляндия – 23,4 и 32,4%, Швеция – 22, 7 и 20,5%, Германия – 8,5 и 8,5%, Латвия – 8,3 и 7,1%, Великобритания – 5,6 и 4,4%, Дания – 4,7 и 3,4%, Литва – 3,4 и 2,8%, Нидерланды – 2,6 и 2,5%, Россия – 3,4 и 2,4%, Норвегия – 2,6 и 2,4%. Ввозят в Эстонию машины и оборудование (38,5% в структуре импорта в 2000), сельскохозяйственные продукты (8,6%), металлы и продукцию металлообрабатывающей промышленности (8,1%), текстиль и текстильные изделия (7,5%), средства транспорта (6,9%), химическое сырье и продукцию химической промышленности (6,6%), минеральное сырье (6,1%), древесину и продукцию деревообрабатывающей промышленности (1,8%). Доля основных партнеров по импорту в его структуре в 1999 и 2000: Финляндии – 26,0 и 27,4%, Швеции – 10,7 и 9,9%, Германии – 10,4 и 9,5%, России – 8,0 и 8,5%, Японии – 5,4 и 6,1%, Китая – 1,3 и 3,6%, Италии – 3,6 и 2,9%, Латвии – 2,4 и 2,6%, Дании – 2,8 и 2,5%, Великобритании – 2,6 и 2,3%. Валюта и денежное обращение. В 1920–1930-е годы денежной единицей Эстонии была марка, а с 1928 – крона. Банк Эстонии, основанный в 1919, выполнял роль главного государственного финансового института. В 1940 банки Эстонии были национализированы, и платежным средством стал советский рубль. В июне 1992 Эстония первой из бывших советских республик ввела собственную валюту – эстонскую крону. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |