ИСЛАНДИЯ | |
ИСЛАНДИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
Об Исландии: общая информация,
карта, история,
география, климат, погода,
флора и фауна,
политика, экономика,
население, языки,
религия Справочник туриста: планирование поездки, когда лучше ехать, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги и цены, транспорт, почта и связь, события и праздники, шоппинг Виды отдыха: активный отдых, экскурсии Достопримечательности: памятники природы и архитектуры Города, курорты, отели: Рейкьявик |
ИСЛАНДИЯ - ЭКОНОМИКА ИСЛАНДИИ |
На протяжении большей части истории страны основу ее экономики составляли рыболовство и сельское хозяйство. После Второй мировой войны значение рыболовства и рыбоперерабатывающей промышленности возросли. Произошла некоторая диверсификация исландского хозяйства. Экономический рост в 1996–2001 составлял 3–5% в год. В 2002 страна пострадала от мирового экономического спада, промышленный рост составил всего 0,2%, а ВВП сократился на 0,6%. В 2003 экономический рос возобновился, инфляция сократилась с 5% до 2%. ВВП составил в 2002 более 8,4 млрд. долл. США (30200 долл. США на душу населения). Уровень безработицы в 2002 – 2,8%.
Сельское хозяйство. Обрабатываемые земли занимают менее 1% общей площади страны В сельском хозяйстве заняты лишь 5% самодеятельного населения. В стране имеется ок. 6 тыс. ферм, из них 80% принадлежат частным лицам. Основная отрасль животноводства – овцеводство (450 тыс. В 1996); баранина – главная мясная пища в Исландии, а также предмет экспорта, наряду с шерстью и шкурами овец. Имеются также значительные поголовья крупного рогатого скота (73 тыс.) и домашней птицы (350 тыс.), разводят коз, свиней, черно-бурых лисиц, норок и пони. На фермах изготовляют сено, выращивают картофель, репу, капусту и другие овощи. На базе геотермальных источников развивается парниковое хозяйство (огурцы, помидоры, другие овощи, цветы, бананы и т.д.). Государство выплачивает фермерам значительные субсидии. Рыболовство и переработка рыбы. Эта отрасль дает работу 12% населения и 70% экспортных поступлений страны. Основные промысловые объекты – треска (в водах у юго-западного побережья с января по май), сельдь (у северного побережья с июня по сентябрь) и т.д. В связи с уменьшением уловов сельди и трески и сокращением рыбных ресурсов Северной Атлантики в последние годы возросло значение мойвы и сайды. Улов рыбы в 1996 составлял 2 тыс. т. В рыболовстве широко используются моторные катера с тралами. Треска перерабатывается, в первую очередь, в Рейкьявике; сельдь солят и перерабатывают в рыбий жир и рыбную муку в Сиглюфьёрдюре и других городах на северном побережье. В 1989 под давлением международной общественности и под угрозой бойкота исландских товаров Исландия согласилась присоединиться к мораторию на промысел китов. В середине 1990-х правительство одобрило возобновление китобойного промысла в ограниченных масштабах. Обрабатывающая промышленность. Промышленность начала развиваться лишь после Второй мировой войны. В настоящее время в ней работает около трети населения. Горнодобывающая отрасль практически отсутствует (не считая небольшой разработки бурого угля, пемзы и исландского шпата). С конца 1960-х ведется производство алюминия из импортного сырья (диоксида алюминия); полученный металл экспортируется. Основная промышленная отрасль – переработка рыбы, изготовление филе и свежезамороженной рыбы. Имеются судоверфи и судоремонтные предприятия, обслуживающие рыболовный флот. Производятся готовое платье, обувь, металлические изделия, электрооборудование, мебель и строительные материалы. Работают фабрика минеральных удобрений (близ Рейкьявика), цементный завод (в Акранесе). С 1979 налажено производство феррокремния (сплава железа и кремния). Внешняя торговля. Для внешней торговли до недавних пор был характерен отрицательный баланс, поскольку Исландия не обладала существенными природными ресурсами и зависела от ввоза нефтепродуктов и продуктов питания. В настоящее время эту тенденцию удалось переломить. В 2002 стоимость экспорта достигла 2,3 млрд. долл. США, а импорта – 2,1 млрд. долл. США. Основной продукт экспорта – рыба и рыбопродукты (70%). Вывозятся также продукты сельского хозяйства, алюминий, диатомит, феррокремний. Основные партнеры: Германия (18%), Великобритания (17,5%), Нидерланды (11%), США (11%), Испания (5%), Дания (5%), Португалия (4%), Норвегия (4%). В Исландию ввозятся машины и оборудование, нефтепродукты, продукты питания, текстиль и т.д. Главные партнеры: США (11%), Германия (11%), Дания (8,5%), Норвегия (85), Великобритания (7,5%), Нидерланды (6%), Швеция (6%). Энергетика. Исландия обладает большими запасами гидроэнергии. Потенциальная выработка гидроэнергии оценивается в 80 млрд. кВтЧч в год. В настоящее время используется всего 6% гидроэнергоресурсов. Кроме того имеется огромный потенциал геотермической энергии, которая широко используется в коммунально-бытовом и парниковом хозяйствах. Свыше половины потребностей Исландии в энергии удовлетворялось за счет импорта нефти. Раньше нефть поступала из СССР, теперь в основном из Великобритании и Норвегии. Из общих запасов технологически доступных ресурсов только 70% целесообразно эксплуатировать по финансовым соображениям. Производство энергии в 1994 составило 5 млрд. кВт, из них на долю гидроэлектроэнергии приходилось 95%. В конце 20 в. потребление энергии в Исландии ежегодно увеличивалось в среднем на 7%. Примерно половина вырабатываемой энергии потреблялась энергоемкими отраслями промышленности. Треть энергопотребления удовлетворялась за счет импортного топлива. Даже при более высоком уровне развития энергетики страны рыбопромысловый флот останется главным потребителем импортной нефти. Транспорт. Автотранспорт. В Исландии нет железных дорог, но имеется разветвленная сеть автомобильных дорог общей протяженностью 12 955 км. Между многими городами и поселками налажено регулярное автобусное сообщение. Во многих семьях имеются автомобили. В 1996 в стране насчитывалось 125 тыс. автомашин, то есть по одной на каждых двух жителей. Морской транспорт. Общее водоизмещение торговых судов 192 тыс. т. В стране действуют три крупные компании – Исландская пароходная, Государственная судоходная и Кооперативная судоходная. Пароходы и моторные суда регулярно курсируют между прибрежными городами и поселками. Поддерживается морское сообщение с США, Великобританией, Германией, Данией и Норвегией. Воздушный транспорт. Для современной Исландии характерно бурное развитие воздушного сообщения. В стране действовали две основные авиакомпании. «Флюгфелаг Исландс» обслуживала внутренние рейсы и связывала Исландию с Великобританией, скандинавскими странами и материковой Европой. Компания «Лофтлейдир» совершала полеты в США, скандинавские страны, Великобританию и Люксембург. В 1979 обе компании слились, образовав компанию «Флюглейдир», или «Айслендэр». Имеются два международных аэропорта – Рейкьявик и Кеблавик. Последний используется совместно Исландией и США. В стране имеются 86 аэродромов, в. т.ч. на 13 – дорожки с твердым покрытием. Банковское дело и финансы. Денежная единица Исландии – крона, равная 100 эйрирам. После Второй мировой войны происходила постепенная девальвация кроны, что сопровождалось быстрым ростом инфляции. В 1967 после девальвации английского фунта стерлингов был установлен курс 57 крон к 1 долл. США. В 1979 курс исландской кроны сильно упал – до 352 крон к доллару. В конце 1990-х годов он стабилизировался на уровне 70 крон к доллару. В Исландии действуют восемь крупных коммерческих банков – Национальный, Центральный, Рыболовный, Сельскохозяйственный, Промышленный, Торговый, Кооперативный и Народный. Их главные офисы находятся в Рейкьявике, но многочисленные отделения рассредоточены по всей стране. Кроме того, во всех округах есть сберегательные банки. Государственный бюджет. Основные источники государственных доходов – налоги, таможенные пошлины и прочие платежи. Государство получает значительные доходы от коммерческих предприятий, которыми оно распоряжается, например от почтовой, телефонной и телеграфной связи, каботажного судоходства, а также ряда монополий (продажа алкогольных напитков и табачных изделий). Помимо обычных государственных расходов, правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей. Доходы в 2002 составили 3,5 млрд. долл. США, расходы – 3,3 млрд. долл. Внешний долг составлял в 1999 размеров в 2,6 млрд. долл. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |