ИСПАНИЯ
ИСПАНИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Об Испании: общая информация, карта, история, география, климат, погода, флора и фауна, политика, экономика, население, испанский язык, разговорник, образование, культура и искусство, религия, фото Испании, обои на рабочий стол
Справочник туриста: планирование поездки, когда лучше ехать, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, цены, транспорт, комуникации и связь, события, праздники, кухня, шоппинг, сувениры
Виды отдыха: пляжный отдых, активный отдых, горные лыжи
Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи, парки развлечений, архитектура Гауди
Города, курорты, отели: Аликанте, Балеарские острова, Барселона, Валенсия, Гранада, Ибица, Кордова, Коста Бланка, Коста Брава, Коста Дель Соль, Коста Дорада, Мадрид, Малага, Мальорка, Пальма-де-Мальорка, Сарагоса, Севилья, Сеговия, Толедо
Купить авиабилеты онлайн: Киев-Барселона, Москва-Барселона, С.-Петербург-Барселона
Забронировать отель онлайн: отели Барселоны, отели Мадрида, отели Валенсии

ИСПАНИЯ - ЭКОНОМИКА ИСПАНИИ
Сегодняшняя Испания — высокоразвитая страна. По общему объему промышленного производства в 1995 страна занимала 10-е место в мире и 5-е место в Западной Европе. ВНП на душу населения 14000 долл. (1999). Основные успехи достигнуты в последние десятилетия. После Второй мировой войны Испания находилась в изоляции. США не предоставили стране экономическую помощь (по плану Маршалла) и Испания стала развивать замкнутую самодостаточную экономику. Это повлекло за собой высокую степень вмешательства государства в рынок, увеличение доли государственной собственности.

В начале 1960-х годов был принят стабилизационный план, позже известный как «испанское чудо». В 1960—1974 гг. экономические показатели росли в среднем на 6,6 % в год, что было выше, чем у любой другой страны мира (за исключением Японии). Важнейшую роль сыграло открытие Испании как мирового курортного центра.

В 1959—1974 гг. более 3 млн испанцев покинули страну в поисках работы, отсылая заработанные деньги на родину. Энергетический кризис 1973 г. ударил по Испании, из-за ее зависимости от других стран, очень сильно, безработица выросла до 21 % в 1985. Но в 1980-х гг. в Испании снова начался экономический подъем. Хотя цифры роста были ниже показателей 1960-х годов, они все равно оставались самыми высокими в Западной Европе. Но теперь рост производства сопровождался инфляцией и высокой безработицей (до 22 % трудоспособного населения).

В 1990-е гг. страна стала одним из лидеров ЕС (хотя и до сих пор является реципиентом, то есть получает субсидии на поддержку сельского хозяйства и некоторых областей из общеевропейских фондов).

В экономике страны сильные позиции занимают компании США, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии. Им принадлежит более 50 % предприятий машиностроения и металлургии. Около 40 % акционерного капитала приходится на долю 8 крупнейших испанских финансово-промышленных и банковских групп (Марчей, Фьерро, Уркихо, Гарригесов, Руис-Матеос и др.).

Крупные порты: Бильбао, Барселона; нефтяные — Альхесирас, Санта-Крус-де-Тенерифе, Таррагона, угольный — Хихон. Испания — один из крупнейших центров международного туризма (62 млн ч. в 1997, 95 % туристов — из стран ЕС; основные туристические центры — Мадрид и Барселона), а также курорты — Коста-Брава, Коста-Дорада, Коста-Бланка, Коста-дель-Соль.

Самобытная отрасль — заготовка и экспорт пробковой коры.

ВВП — 798,67 млрд € (2004)

Горнодобывающая промышленность
Старейшая отрасль промышленности — горнодобывающая. Испания, богатая полезными ископаемыми, является одним из мировых лидеров по добыче ртути (ок. 1,5 тыс. т в год; гл. центр — Альмаден) и пиритов (ок. 3 млн т в год; гл. обр. в районе Уэльвы); в Европе выделяется добычей полиметаллических и урановых руд, серебра. Добывают железные (1,4 млн т в 1996; пров. Бискайя, Сантандер, Луго, Овьедо, Гранада, Мурсия), свинцово-цинковые, вольфрамовые медные, титановые руды, кварц, золото, калийные соли и др. Нефть и газ импортируются.

Машиностроение
Среди отраслей машиностроения выделяются судостроение (старые центры расположены на севере страны: Бильбао, Хихон, Сантандер; новые — на северо-западе: Эль-Ферроль, Виго, на востоке: Картахена, Валенсия, Барселона, и на юге: Севилья, Кадис) автомобилестроение (производство автомобилей, в том числе «Сеат» концерна «Фольксваген» 2,2 млн в 1996; центры: Барселона, Мадрид, Вальядолид, Витория, Памлона, Виго) и электротехническая промышленность. Развито также производство оборудования для химической, легкой, пищевой промышленности и производства стройматериалов.

Легкая промышленность
Из отраслей легкой промышленности наибольшее значение имеют текстильная и кожевенно-обувная промышленность (Испания дает ок. 4 % мирового экспорта обуви). В пищевой промышленности выделяются виноделие (по производству виноградных вин Испания в Европе уступает лишь Франции и Италии), производство растительного масла (1,7 млн т в 1996; Испания — мировой лидер по производству оливкового масла, ок. 0,5 млн т в год), плодоовощных и рыбных консервов. Испания входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров. Св. 1/2 промышленного производства сосредоточено на северо-востоке (Каталония), севере страны (Астурия, Кантабрия, Страна Басков) и в Большом Мадриде.

Сельское хозяйство
Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство (дает св. 1/2 стоимости продукции). Выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу (в центр. и юж. областях страны), рис (на орошаемых землях Средиземноморского побережья; его урожайность в Испании — одна из самых высоких в мире), картофель и сахарную свеклу, бобовые, помидоры, лук, перец, баклажаны и другие овощи, оливки (Андалусия, Кастилия-ла-Манча, Эстремадура), цитрусовые и табак. Виноградарство — на Средиземноморском побережье и в областях Кастилия-ла-Манча, Эстремадура. На самом юге страны выращивают миндаль (ведущее место по экспорту в Западной Европе), финики и сахарный тростник (в Европе произрастают только в Испании), инжир, гранаты, хлопчатник.

Рыбный промысел
Испания входит в первую десятку стран мира по улову рыбы и морепродуктов (1,1 млн т в 1996) и их переработке, является крупным экспортером свежей рыбы и рыбных консервов.

Транспорт и связь.
Внутренняя транспортная система Испании имеет радиальную структуру с большим числом главных автодорог и железнодорожных линий, сходящихся в Мадриде. Общая протяженность сети железных дорог ок. 22 тыс. км, из них 1/4 электрифицированных (1993). Главные линии используют широкую колею; местные линии, составляющие по протяженности 1/6 от всей сети, имеют узкую колею. В конце 1960–1970-х годах железные дороги Испании были существенно модернизированы: обновлен подвижной состав, улучшены рельсовая подушка и полотно, а крутые повороты и спуски снивелированы. В 1987 началась реализация 13-летнего плана развития железнодорожного сообщения. В 1993 благодаря субсидиям от ЕС была пущена первая высокоскоростная пассажирская линия Мадрид – Кордова – Севилья, а затем ответвление Кордова – Малага.

Автодорожная сеть Испании составляет 332 тыс. км, из них 2/5 – с твердым покрытием. В последнее десятилетие резко увеличился парк автомобилей. В 1963 в Испании насчитывались 529,7 тыс. легковых автомобилей и 260 тыс. грузовых (включая тракторы). К 1991 соответствующие показатели достигли 12,5 млн. и 2,5 млн. машин.

Торговый флот Испании в 1990 состоял из 416 судов общим водоизмещением 3,1 млн. брутто-регистровых тонн. Главные морские порты – Барселона, Бильбао и Валенсия.

В Испании действуют две государственные авиакомпании – «Иберия» и «Авиако», а также ряд небольших частных авиакомпаний. Компания «Иберия» обслуживает рейсы в Латинскую Америку, США, Канаду, Японию, Северную Африку и страны Европы, а также внутренние рейсы. Самым загруженным является аэропорт города Пальма на о.Мальорка. Другие крупные аэропорты расположены в Мадриде, Барселоне, Лас-Пальмасе (на о.Гран-Канария), Малаге, Севилье и на о.Тенерифе.

Внутренняя торговля.
На внутреннюю торговлю приходится ок. 17% всех товаров и услуг страны. Однако, несмотря на относительно большое значение внутренней торговли, движение товаров от производителей к потребителям остается одним из самым слабых звеньев экономики. Правительство предпринимает такие меры, как строительство супермаркетов и оптовых рынков, но до сих пор сохраняется резкий дисбаланс между весьма обширной розничной сетью торговли и узкой системой оптовой торговли.

Внешняя торговля.
В импорте преобладают энергоносители (главным образом нефть), машины и транспортное оборудование, черные металлы, продукция химической промышленности и текстильные изделия. В экспорте выделяются автомобили, тракторы, мопеды, машины и электробытовые приборы; за ними следуют продукция черной металлургии и химической промышленности, ткани и обувь. Продовольствие составляет менее 1/5 испанского экспорта, причем половина приходится на фрукты и овощи; важное место занимают рыба, оливковое масло и вино. Основные торговые партнеры – страны ЕС (особенно Германия и Франция) и США.

Во внешней торговле Испании имеется дефицит (в 1992 – 30 млрд. долл.). Частично он покрывается за счет поступлений от туризма. В 1997, когда страну посетили 62 млн. туристов (в 1959 – только 4 млн.), эти доходы составили 10,5% ВВП

Общий объем иностранных инвестиций в экономику Испании в 1991 достигал 27,6 млрд. долл. (особенно велика их доля в промышленности).

Банковское дело.
После проведения реформ были открыты новые коммерческие банки. Министерство финансов смогло эффективно контролировать кредитную систему, что отвечало курсу, направленному на поощрение инвестиций. Банк Испании был превращен в центральный банк, который действует как исполнительный орган по осуществлению монетарной и кредитной политики государства. Он имеет широкие полномочия по инспекции и контролю частных банков. Для контроля кредитной системы были созданы специальные организации, которые использовали такие средства контроля, как регулирование процентных ставок, покупка и продажа государственных ценных бумаг.

В 1988 Банк Испании объявил, что впервые после 1978 правительство одобрило создание новых банков с участием государственного капитала. На тот момент существовали 77 сберегательных банков, в которых хранились 43% всех вкладов. В 1991 насчитывалось ок. 100 частных и коммерческих банков.

Туризм
Испания занимает второе место в мире после Франции по количеству приезжающих в нее туристов. В 2004 году в ней побывало 55 миллионов человек. Однако из-за быстрого роста цен в стране в среднем каждый турист стал ощутимо меньше тратить, чем прежде. По этой причине доля туризма в валовом национальном продукте за последние пять лет сократилась с 17 до 12 %.

В настоящее время большое количество туроператоров работают со Средиземноморскими странами. Наибольшей популярность пользуются приморские курорты Испании. Испания — страна-мозаика. У ее островной и материковой части, у провинций и побережий совсем разный облик и характер. Даже стоящие рядом курортные города могут отличаться: один построен на берегу залива и порадует пальмовой набережной и широкими пляжами; другой смотрит в море с высоких скал, карабкаясь по склонам крутыми улочками-лестницами; третий превращен в элегантный яхт-клуб с фешенебельными отелями и ресторанами. Поэтому в Испании можно провести отдых на любой вкус.

В 1998 г. впервые за всю туристскую историю Испании здесь было зарегистрировано 47 743 000 прибытий, что выдвинуло ее на почетное второе место в мире после Франции. США, в течение многих лет имевшие «серебро», были вынуждены переместиться на третью ступеньку почета. 91 % всех туристов, посетивших Испанию в 1997 году, составили жители европейских стран. На российском рынке эта страна сохранила свои позиции в рейтинге выездного туризма, где по-прежнему занимает пятое место, согласно официальным данным Госкомстата России. Она уступает Турции (737,7 тыс. человек), Китаю (646,7 тыс.), Финляндии (457,8 тыс.) и Польше (402,2 тыс.). В 1998 году в Испанию выезжали 210,4 тыс. туристов, что на 3,8 % больше, чем в предшествующем.

В 2004 году в Испании побывали 53,6 млн иностранных туристов (2-е место в мире после Франции). Поток сюда растет равномерно каждый год — примерно на 5 %.

По данным Испанского института Туризма, наибольшим спросом в нашей стране пользуются турпакеты отдыха на курортах Каталонии (52 % турпотока из России), Канарских островов (17.4 %), Андалусии (15.3 %), Валенсии (8,2 %) и Балеар (6 %). 85 % всех туристов приезжают в Испанию с целью отдыха.

Туризм — важнейшая отрасль Испании, дающая 78 млрд евро валового внутреннего продукта и обеспечивающая работой 1,5 млн человек. Страна занимает второе место в мире по популярности среди туристов: из-за рубежа сюда ежегодно приезжает свыше 75 млн человек, принося экономике 40 млрд евро. Испанское правительство имеет большой опыт успешного развития и продвижения туризма, в первую очередь — курортного: сегодня каждый третий отпуск у моря в Европе проводится на побережье Испании.

Традиционные туристы в Испании — это семья из среднего класса, приехавшая к морю на пару недель. Но ситуация меняется в связи с переменами в обществе, реорганизацией труда, низкими ценами на авиаперелеты и появлением множества новых мест для отдыха. Сегодня почти каждый может отправиться в путешествие за границу и выбрать, что ему нравится, — от проведения выходных в каком-нибудь городе до месячного курса иностранного языка. «Наступают времена, когда мы начинаем продавать множество видов продукции самым разным людям на самых разных рынках, — говорит Хуан-Хосе Гемес (Juan-Jos Gemes) секретарь по делам туризма (Secretary General of Tourism) Испании. — Мы уже не можем предлагать только море и солнце; мы должны предлагать культуру, природу, археологию, оздоровительные и спортивные мероприятия, вино и кухню, музыку, танцы, фольклор, ярмарки и фестивали».

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...