БЕЛЬГИЯ
БЕЛЬГИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Бельгии: общая информация, карта, история, география, климат, флора и фауна, политика, экономика, население, языки, образование, культура и искусство, религия
Справочник туриста:полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, почта и связь, медицина, безопасность, события, праздники, кухня и еда, бельгийские ковры, магазины и шоппинг
Виды отдыха: отдых на море, экскурсии
Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи
Города, курорты, отели: Брюгге, Гент , Антверпен, Брюссель

БЕЛЬГИЯ - ИСТОРИЯ БЕЛЬГИИ
Бельгия — одно из самых молодых европейских государств, образовавшееся из южной части созданного Венским конгрессом Нидерландского королевства.

Получило свое название в воспоминание о Provincia Belgica римлян, к территории которой оно большей частью принадлежало.

В своем нынешнем составе Бельгия включает почти все австрийские Нидерланды с графствами Фландрией, Геннегау, Намюром и частями герцогств Брабантского, Люксембургского и Лимбургского, равно как прежнее епископство Льежское.

Античный и средневековый периоды. Хотя Бельгия как самостоятельное государство образовалось в 1830, история народов, населявших Южные Нидерланды, уходит своими корнями в период Древнего Рима. В 57 до н.э. Юлий Цезарь применил название «Галлия Белгика» для обозначения завоеванной им территории, расположенной между Северным морем и реками Ваал, Рейн, Марна и Сена. Там жили кельтские племена, оказавшие яростное сопротивление римлянам. Самым известным и многочисленным было племя белгов. После кровопролитных войн земли белгов были окончательно покорены римлянами (51 до н.э.) и вошли в состав Римской империи. Римские завоеватели ввели в обращение среди белгов латинский язык, законодательную систему на основе римского права, а в конце 2 в. на этой территории распространилось христианство.

В связи с упадком Римской империи в 3–4 вв. земли белгов были захвачены германскими племенами франков. Франки заселили в основном север страны, положив начало лингвистическому разделению между группами населения германского и романского происхождения. Эта граница, простирающаяся от Кёльна до Булонь-сюр-Мер, сохранилась практически без изменений до наших дней. К северу от этой линии формировались фламандцы – народ, родственный по языку и культуре нидерландцам, а к югу – валлоны, близкие по происхождению и языку к французам. Государство франков достигло своего расцвета во время 46-летнего правления Карла Великого (768–814). После его смерти, по Верденскому договору 843, империя Каролингов была разделена на три части. Средняя часть, доставшаяся Людовику Лотарю, сохранившему за собой императорский титул, включала, помимо Италии и Бургундии, все земли исторических Нидерландов. После смерти Лотаря империя постепенно распалась на множество самостоятельных феодальных владений, наиболее значительными из них на севере стали графство Фландрия, герцогство Брабант и епископство Льеж. Их уязвимое положение между французской и германской державами, которые сформировались к 11 в., сыграло существенную, если не решающую роль в их последующем развитии. Фландрия сдерживала французскую угрозу с юга, Брабант направлял усилия к завоеванию прирейнской торговой зоны и активно участвовал в международной торговле Фландрии.

В постоянной борьбе против иностранного вмешательства и вассальной зависимости от германских императоров Фландрия и Брабант в 1337 заключили союз, заложивший основу для дальнейшего объединения нидерландских земель.

В 13–14 вв. в Южных Нидерландах быстро росли города, развивались товарное хозяйство и внешняя торговля. Такие большие богатые города, как Брюгге, Гент, Ипр, Динан и Намюр, в результате упорной борьбы с феодалами стали самоуправляющимися коммунами. С ростом городов возрастала потребность в продовольствии, сельское хозяйство становилось товарным, расширялись посевные площади, начались работы по мелиорации земель и обострилось социальное расслоение в среде крестьянства.

Бургундская эпоха. В 1369 Филипп Бургундский заключил брачный союз с дочерью графа Фландрского. Это привело к распространению власти Бургундии на Фландрию. С этого времени и по 1543, когда Гелдерланд присоединился к Нидерландам, бургундские герцоги и их преемники Габсбурги распространили свою власть на все большее число провинций в Нидерландах. Усилилась централизация, слабела власть городов-коммун, процветали ремесла, искусство, архитектура и наука. Филипп Справедливый (1419–1467) практически воссоединил земли Лотарингии в границах 9 в. Бургундия стала главным соперником Франции, а в конце 15 в. даже превзошла ее, когда единственная дочь Карла Смелого, Мария Бургундская, сочеталась браком с Максимилианом Габсбургом, сыном императора Священной Римской империи. Их сын взял в жены наследницу престола Испании, а внук, Карл V, являлся императором Священной Римской империи и королем Испании; он окружил Францию своими обширными владениями, включавшими бельгийские провинции. Карл V, правивший Нидерландами с 1506 по 1555, заставил французского короля уступить ему в 1526 пятую часть Фландрии и Артуа и в конце концов объединил Нидерланды под властью одной династии, присоединив в 1523–1543 Утрехт, Оверэйссел, Гронинген, Дренте и Гелдерланд. По Аугсбургскому соглашению 1548 и «Прагматической санкции» 1549, он объединил 17 провинций Нидерландов в самостоятельную единицу в рамках Священной Римской империи.

Испанский период. Хотя Аугсбургское соглашение и объединило Нидерланды, освободив провинции от прямого имперского подчинения, сильные центробежные тенденции, имевшие место в Нидерландах, и новая политика Филиппа II Испанского, в пользу которого Карл V в 1555 отрекся от престола, тормозили развитие единого целостного государства. Уже при Карле V развернулась религиозная и политическая борьба между протестантским севером и католическим югом, а законы, принятые Филиппом II против еретиков, задели различные слои населения Нидерландов. Проповеди священников-кальвинистов привлекали все большее число людей, начались открытые выступления против католической церкви, которую обвиняли в злоупотреблениях и ограблении народа. Пышность и праздность королевского двора, с резиденциями в Генте и Брюсселе, вызывали недовольство бюргеров. Попытки Филиппа II подавить свободы и привилегии городов и управлять ими с помощью иностранных чиновников, таких как его главный советник кардинал Гранвелла, вызвали недовольство нидерландского дворянства, среди которого стали распространяться лютеранство и кальвинизм. Когда Филипп в 1567 послал в Нидерланды герцога Альбу, чтобы подавить выступления своих противников, на севере вспыхнуло восстание оппозиционного дворянства, возглавляемого принцем Вильгельмом Оранским, который объявил себя протектором северных провинций. Длительная и ожесточенная борьба против иноземного владычества не увенчалась успехом для южнонидерландских провинций: они капитулировали перед Филиппом II и остались под властью испанской короны и католической церкви, а Фландрия и Брабант в конце концов подчинились испанцам, что было закреплено Аррасской унией в 1579. Отделившиеся семь северных провинций в ответ на этот акт подписали текст Утрехтской унии (1579), объявив себя независимыми. После низложения Филиппа II (1581) здесь возникла Республика Соединенных Провинций.

С 1579 до Утрехтского мирного договора 1713, пока Республика Соединенных Провинций в европейских войнах на суше и на море сражалась против Испании, Англии и Франции, южные провинции стремились избежать зависимости от власти испанских Габсбургов, французов и голландцев. В 1579 они признали Филиппа II своим сувереном, но настаивали на внутренней политической автономии. Сначала Испанские Нидерланды (так стали теперь называться южные провинции) были превращены в испанский протекторат. Провинциям сохранили их привилегии, на местах действовали исполнительные советы, которые подчинялись наместнику Филиппа II Александру Фарнезе.

В период правления дочери Филиппа II Изабеллы и ее мужа эрцгерцога Альберта Габсбурга, которое началось в 1598, Испанские Нидерланды были отдельным государством, связанным династическими узами с Испанией. После смерти Альберта и Изабеллы, у которых не было наследников, эта территория вновь вернулась под власть испанского короля. Испанское покровительство и власть в 17 столетии не обеспечивали ни безопасности, ни процветания. В течение длительного времени Испанские Нидерланды служили ареной борьбы Габсбургов и Бурбонов. В 1648 по Вестфальскому миру Испания уступила часть Фландрии, Брабанта и Лимбурга в пользу Соединенных Провинций и согласилась на закрытие устья реки Шельды, в результате Антверпен фактически перестал существовать как морской порт и торговый центр. В войнах против Франции во второй половине 17 в. Испания лишилась некоторых южных пограничных районов Испанских Нидерландов, уступив их Людовику XIV. В период войны за Испанское наследство (1701–1713), южные провинции превратились в арену военных действий. Людовик XIV упорно стремился завоевать эти территории, но фактически в течение нескольких лет (вплоть до заключения Утрехтского договора) они находились под властью Соединенных Провинций и Англии.

Раздел Нидерландов в конце 16 в. усилил политическое, религиозное, культурное и экономическое размежевание между севером и югом. В то время как разоренный многочисленными войнами юг продолжал находиться под властью испанских Габсбургов и католической церкви, независимый север, принявший кальвинизм, с его общественными и культурными ценностями и традициями, переживал бурный экономический подъем. Длительное время существовало языковое различие между северными провинциями, где говорили на нидерландском языке, и южными, где говорили по-французски. Однако политическая граница между Испанскими Нидерландами и Соединенными Провинциями проходила севернее лингвистической границы. Бóльшая часть населения южных провинций Фландрии и Брабанта говорила по-фламандски, на диалекте нидерландского языка, который стал еще больше отличаться от нидерландского языка после политического, а следовательно, и культурного отделения. Экономика Испанских Нидерландов пришла в полный упадок, разрушились все хозяйственные связи, некогда цветущие фландрские города были заброшены. Наступили самые мрачные времена в истории страны.

Австрийский период. По Утрехтскому миру 1713, Испанские Нидерланды отошли к австрийским Габсбургам и при Карле VI стали именоваться Австрийскими Нидерландами. В то же самое время Соединенные провинции получили право занимать в них восемь крепостей на границе с Францией. Переход Южных Нидерландов к Австрии мало что изменил во внутренней жизни провинций: продолжали существовать национальная автономия и традиционные институты местной знати. Ни Карл VI, ни Мария Терезия, унаследовавшая престол в 1740, ни разу не посетили Австрийские Нидерланды. Они управляли провинциями через губернаторов в Брюсселе так же, как это делали испанские короли. Но эти земли все еще являлись объектом территориальных притязаний Франции и местом торговой конкуренции между Англией и Соединенными Провинциями.

Для оживления истощенной экономики Австрийских Нидерландов были предприняты некоторые усилия – самым заметным было создание в 1722 Ост-Индской компании, которая осуществила 12 экспедиций в Индию и Китай, но из-за конкуренции со стороны Голландской и Английской Ост-Индских компаний и давления со стороны правительств обеих стран в 1731 была распущена. Иосиф II, старший сын Марии Терезии, вступивший на престол в 1780, предпринял несколько попыток реформировать систему внутреннего управления, а также провести реформы в области права, социальной политики, образования и церкви. Однако энергичные реформы Иосифа II были обречены на неудачу. Стремление императора к жесткой централизации и желание идти напролом в достижении своих целей привели к нараставшему сопротивлению реформам со стороны различных слоев населения. Религиозные реформы Иосифа II, подрывавшие устои господствовавшей католической церкви, вызывали противодействие на протяжении 1780-х годов, а его преобразования административной системы в 1787, которые должны были лишить жителей страны местных институтов власти и национальной автономии, стали искрой, которая привела к революции.

Брабант и Эно в 1788 отказались платить налоги австрийцам, а в следующем году вспыхнуло всеобщее восстание, т.н. Брабантская революция. В августе 1789 население Брабанта восстало против австрийских властей, и в результате в декабре 1789 от австрийцев была освобождена почти вся территория бельгийских провинций. В январе 1790 Национальный конгресс провозгласил создание независимого государства Соединенных Бельгийских Штатов. Однако новое правительство, состоявшее из представителей консервативной аристократической партии «ноотистов», пользовавшихся поддержкой католического духовенства, было свергнуто Леопольдом II, который в феврале 1790 стал императором после смерти своего брата Иосифа II.

Французский период. Бельгийцы, которыми снова управляли иностранцы, с надеждой взирали на развитие революции во Франции. Однако они были сильно разочарованы, когда в результате длительного австро-французского соперничества (бельгийцы выступали на стороне французов) бельгийские провинции (с октября 1795) были включены в состав Франции. Так начался период 20-летнего французского господства.

Хотя реформы Наполеона и оказали положительное влияние на развитие экономики бельгийских провинций (отмена внутренних таможен и ликвидация цехов, выход бельгийских товаров на французский рынок), непрерывные войны, сопровождавшиеся рекрутскими призывами, и рост налогов вызывали массовое недовольство бельгийцев, а стремление к национальной независимости подогревало антифранцузские настроения. Однако относительно недолгий период французского господства сыграл очень важную роль в продвижении Бельгии к самостоятельности. Главным завоеванием этого периода было уничтожение сословно-феодального порядка, введение прогрессивного французского законодательства, административного и судебного устройства. Французы провозгласили свободу судоходства по Шельде, которая была закрыта в течение 144 лет.

Бельгийские провинции в составе Королевства Нидерландов. После окончательного поражения Наполеона в 1815 при Ватерлоо по воле глав держав-победительниц, которые собрались на Венский конгресс, все провинции исторических Нидерландов были объединены в большое буферное государство Королевство Нидерландов. Его задачей стало предотвращение возможной французской экспансии. Сын последнего статхаудера Соединенных Провинций Вильгельма V принц Вильгельм Оранский был провозглашен суверенным государем Нидерландов под именем Вильгельма I.

Союз с Нидерландами предоставлял определенные экономические выгоды южным провинциям. Более развитое сельское хозяйство Фландрии и Брабанта и процветающие промышленные города Валлонии развивались благодаря нидерландской морской торговле, в результате которой южане получили доступ к рынкам в заморских колониях метрополии. Но в целом нидерландское правительство проводило экономическую политику исключительно в интересах северной части страны. Хотя в южных провинциях проживало по крайней мере на 50% жителей больше, чем в северных, они имели одинаковое число представителей в Генеральных Штатах, и им было предоставлено незначительное число военных, дипломатических и министерских постов. Недальновидная политика короля-протестанта Вильгельма I в области религии и образования, включавшая предоставление равенства всем конфессиям и создание системы светского начального образования, вызвала недовольство католического юга. Кроме того, официальным языком страны стал нидерландский, была введена строгая цензура и запрещено создание различного рода организаций и объединений. Ряд законов нового государства вызвал массовое недовольство населения южных провинций. Фламандские торговцы возмущались преимуществами, которые имели их голландские коллеги. Негодование еще больше проявляли валлонские промышленники, чувствовавшие себя ущемленными нидерландскими законами, которые не могли защитить зарождавшуюся промышленность от конкуренции.

В 1828 две основные бельгийские партии, католики и либералы, подталкиваемые политикой Вильгельма I, сформировали единый национальный фронт. Этот союз, получивший название «унионизма», поддерживался в течение почти 20 лет и стал главным двигателем борьбы за независимость.

Независимое государство: 1830–1847. Июльская революция 1830 во Франции воодушевила бельгийцев. 25 августа 1830 начался ряд стихийных антиголландских выступлений в Брюсселе и Льеже, которые затем быстро распространились по всему югу. Сначала не все бельгийцы выступали за полное политическое отделение от Нидерландов; некоторые хотели, чтобы вместо Вильгельма I королем стал его сын, популярный в народе принц Оранский, тогда как другие требовали лишь административной автономии. Однако растущее влияние французского либерализма и брабантский национальный дух, а также жесткие военные действия и репрессивные меры Вильгельма I изменили ситуацию.

Когда в сентябре нидерландские войска вступили в южные провинции, их встретили как захватчиков. То, что было лишь попыткой изгнания нидерландских чиновников и войск, стало согласованным движением к свободному и самостоятельному государству. В ноябре состоялись выборы в Национальный конгресс. Конгресс принял декларацию о независимости, выработанную в октябре временным правительством, которое возглавил Шарль Рожье, и приступил к работе над конституцией. Конституция вступила в действие в феврале. Страна была объявлена конституционной монархией с двухпалатным парламентом. Правом голоса обладали те, кто платил налоги определенного размера, а состоятельные граждане получали право на несколько голосов. Исполнительная власть осуществлялась королем и премьер-министром, который должен был утверждаться парламентом. Законодательная власть разделялась между королем, парламентом и министрами. Плодом новой конституции стало централизованное буржуазное государство, которое совмещало в себе либеральные идеи и консервативные институты, поддерживаемые союзом средних классов и дворянства.

Между тем вопрос о том, кто будет королем Бельгии, стал предметом широкого международного обсуждения и дипломатических баталий (в Лондоне даже была созвана конференция послов). Когда бельгийский Национальный конгресс избрал королем сына Луи Филиппа, нового французского короля, англичане выразили протест, и конференция сочла это предложение неуместным. Спустя несколько месяцев бельгийцы назвали имя родственника английской королевы принца Леопольда Саксен-Кобургского из Готы. Он был приемлемой фигурой для французов и англичан и стал королем бельгийцев 21 июля 1831 под именем Леопольда I.

Договор по урегулированию процесса отделения Бельгии от Нидерландов, составленный на Лондонской конференции, не получил одобрения со стороны Вильгельма I, и нидерландская армия вновь пересекла бельгийскую границу. Европейские державы с помощью французских войск заставили ее отступить, но Вильгельм I вновь отклонил пересмотренный текст договора. В 1833 было заключено перемирие. Наконец, в апреле 1839 в Лондоне все стороны подписали соглашения по важнейшим пунктам о границах и разделе внутреннего финансового долга Королевства Нидерландов. Бельгия была вынуждена оплачивать часть военных расходов Нидерландов, уступить часть Люксембурга и Лимбурга и Маастрихт.

В 1831 Бельгия была объявлена европейскими державами «независимым и вечно нейтральным государством», а Нидерланды признали независимость и нейтралитет Бельгии только в 1839. Великобритания боролась за сохранение Бельгии как европейской страны, свободной от иностранного влияния. На начальном этапе Бельгии «помогла» польская революция 1830, так как она отвлекла на себя внимание русских и австрийцев – потенциальных союзников Нидерландов, которые в противном случае могли бы помочь Вильгельму I вновь оккупировать Бельгию.

Первые 15 лет независимости продемонстрировали продолжение политики унионизма и становление монархии как символа единства и лояльности. Коалиция католиков и либералов практически до экономического кризиса середины 1840-х годов проводила единую внутреннюю и внешнюю политику. Леопольд I оказался компетентным правителем, к тому же имевшим связи и влияние в европейских королевских домах, особенно хорошие отношения установились с его племянницей, английской королевой Викторией.

Период с 1840 по 1914. Середина и конец 19 в. были отмечены необычайно быстрым развитием промышленности Бельгии; приблизительно до 1870 новая страна наравне с Великобританией занимала одно из первых мест среди промышленно развитых стран мира. Большой размах в Бельгии приобрели машиностроение, угледобывающая промышленность, строительство государственных железных дорог и каналов. Отмена протекционизма в 1849, создание национального банка в 1835, восстановление Антверпена как центра торговли – все это способствовало быстрому промышленному подъему в Бельгии.

Бельгия пережила в 1830-е годы вспышки оранжистского движения, сложное экономическое положение в середине 1840-х годов особенно тяжело отразилось на сельском хозяйстве. Тем не менее Бельгии удалось избежать революционного волнения, охватившего всю Европу в 1848, отчасти благодаря принятию в 1847 закона, понижавшего избирательный ценз.

К середине 19 в. либеральная буржуазия уже не могла выступать единым фронтом с католиками-консерваторами. Предметом спора стала система образования. Либералы, выступавшие за официальные светские школы, в которых курс религии заменялся курсом морали, имели большинство в парламенте с 1847 по 1870. В период с 1870 по 1914 (исключая пять лет между 1879 и 1884) у власти находилась католическая партия. Либералам удалось провести через парламент закон, предусматривавший отделение школ от церкви (1879). Однако он был отменен католиками в 1884 и в программу начальных школ были возвращены религиозные дисциплины. Католики укрепили свою власть в 1893, приняв закон, предоставивший право голоса всем взрослым мужчинам старше 25 лет, что было безусловно выигрышным решением для партии католиков.

В 1879 в Бельгии была основана Бельгийская социалистическая партия, на базе которой в апреле 1885 образовалась Бельгийская рабочая партия (БРП), руководимая Эмилем Вандервельде. БРП отказалась от революционной борьбы, находясь под сильным влиянием прудонизма и анархизма, и избрала тактику достижения своих целей парламентским путем. В союзе с прогрессивными католиками и либералами БРП удалось провести через парламент ряд демократических реформ. Были приняты законы, касающиеся жилья, компенсационных выплат рабочим, фабричной инспекции, детского и женского труда. Забастовки в промышленных районах в конце 1880-х годов привели Бельгию на грань гражданской войны. Во многих городах между рабочими и войсками произошли столкновения, имелись убитые и раненые. Волнения охватили и воинские части. Размах движения заставил клерикальное правительство пойти на некоторые уступки. Это касалось прежде всего внесения изменений в закон об избирательном праве и рабочее законодательство.

Участие Бельгии в колониальном разделе Африки в период правления Леопольда II (1864–1909) заложило основы другого конфликта. Свободное государство Конго не имело официальных отношений с Бельгией, и Леопольд II убедил европейские державы на Берлинской конференции 1884–1885, где решался вопрос о разделе Африки, поставить его как самодержавного монарха во главе этого независимого государства. Для этого ему необходимо было получить согласие бельгийского парламента, так как конституция 1831 запрещала королю быть одновременно и главой другого государства. Большинством голосов парламент принял это решение. В 1908 Леопольд II уступил права на Конго бельгийскому государству, и с этого времени Конго стало бельгийской колонией.

Серьезный конфликт возник между валлонами и фламандцами. Требования фламандцев сводились к тому, чтобы французский и фламандский языки равным образом были признаны государственными. Во Фландрии возникло и развилось культурное движение, превозносившее фламандское прошлое и его славные исторические традиции. В 1898 был принят закон, подтверждавший принцип «двуязычности», после чего тексты законов, надписи на почтовых и гербовых марках, денежных банкнотах и монетах появлялись на двух языках.

Первая мировая война. Из-за незащищенности границ и географического положения на перекрестке дорог Европы Бельгия по-прежнему оставалась уязвимой перед возможными нападениями более мощных держав. Гарантии нейтралитета и независимости Бельгии со стороны Великобритании, Франции, Пруссии, России и Австрии, предоставленные Лондонским договором 1839, скорее превращали ее в заложницу сложной дипломатической игры европейских политиков. Эта гарантия нейтралитета действовала в течение 75 лет. Однако к 1907 Европа разделилась на два противоположных лагеря. Германия, Италия и Австро-Венгрия объединились в Тройственный союз. Францию, Россию и Великобританию объединило Тройственное согласие (Антанта): эти страны опасались германской экспансии в Европе и колониях. Усиление напряженности между соседними странами – Францией и Германией – способствовало тому, что одной из первых жертв Первой мировой войны стала нейтральная Бельгия.

2 августа 1914 германское правительство предъявило ультиматум с требованием предоставить возможность немецким войскам пройти по территории Бельгии во Францию. Бельгийское правительство ответило отказом, и 4 августа Германия вторглась в Бельгию. Так начались четыре года разрушительной оккупации. На территории Бельгии немцы создали «генерал-губернаторство» и жестоко подавляли Движение сопротивления. Население страдало от контрибуций и грабежей. Бельгийская промышленность полностью зависела от экспорта, поэтому разрыв внешнеторговых связей во время оккупации повлек за собой крах экономики страны. Кроме того, немцы поощряли раскол среди бельгийцев, поддерживая экстремистские и сепаратистские фламандские группы.

Межвоенный период. Соглашения, достигнутые на мирных переговорах в конце войны, содержали как положительные, так и отрицательные стороны для Бельгии. По Версальскому миру, восточные округа Эйпен и Мальмеди были возвращены, но более желанное герцогство Люксембург осталось независимым государством. После войны Бельгия фактически отказалась от своего нейтралитета, подписав в 1920 военное соглашение с Францией, оккупировав вместе с ней в 1923 Рурскую область и подписав в 1925 Локарнские договоры. Согласно последнему из них, т.н. Рейнскому гарантийному пакту, западные границы Германии, определенные Версальским договором, были подтверждены главами Великобритании, Франции, Германии, Италии и Бельгии.

До конца 1930-х годов внимание бельгийцев было сосредоточено на внутренних проблемах. Необходимо было устранить сильные разрушения, причиненные во время войны, в частности, пришлось восстанавливать большинство заводов страны. Реконструкция предприятий, а также выплата пенсий ветеранам и компенсаций за ущерб потребовали больших финансовых средств, а попытка получить их за счет эмиссии привела к высокому уровню инфляции. Страна страдала также от безработицы. Лишь сотрудничество трех основных политических партий предотвратило осложнение внутриполитической ситуации. В 1929 начался экономический кризис. Лопались банки, быстро росла безработица, падало производство. «Бельгийская новая экономическая политика», которая стала осуществляться в 1935 главным образом благодаря усилиям премьер-министра Поля ван Зееланда, положила начало экономическому возрождению страны.

Рост фашизма в Европе в целом и экономический крах способствовали формированию в Бельгии таких ультраправых политических групп, как рексисты Леона Дегреля (бельгийская фашистская партия), и таких экстремистских фламандских националистических организаций, как Национальный союз фламандцев (с антифранцузским и авторитарным уклоном). К тому же произошел раскол основных политических партий на фламандскую и валлонскую фракции. К 1936 отсутствие внутреннего единства привело к аннулированию соглашений с Францией. Бельгия предпочла действовать независимо от европейских держав. Это изменение бельгийского внешнеполитического курса сильно ослабило позицию Франции, так как французы надеялись на совместные действия с бельгийцами по защите их северной границы и поэтому не продлили оборонительную линию Мажино до Атлантики.

Вторая мировая война. 10 мая 1940 немецкие войска без объявления войны вторглись в Бельгию. Бельгийская армия капитулировала 28 мая 1940, и началась вторая четырехлетняя немецкая оккупация. Король Леопольд III, который в 1934 унаследовал трон своего отца, Альберта I, остался в Бельгии и превратился в германского пленника замка Лакен. Бельгийское правительство во главе с Юбером Пьерло эмигрировало в Лондон и сформировало там новый кабинет. Многие его члены так же, как и многие бельгийцы усомнились в заявлении короля о том, что он находится в Бельгии, чтобы защищать свой народ, смягчить жестокость нацистов, быть символом национального сопротивления и единства, и подвергали сомнению конституционность его действий.

Поведение Леопольда III во время войны стало главной причиной послевоенного политического кризиса и фактически привело к отречению короля от престола. В сентябре 1944 союзники заняли территорию Бельгии, изгнав немецкие оккупационные войска. Вернувшийся из эмиграции премьер-министр Юбер Пьерло созвал парламент, который в отсутствие Леопольда III избрал регентом королевства его брата принца Шарля.

Послевоенное восстановление и европейская интеграция. Бельгия вышла из войны, в значительной степени сохранив свой промышленный потенциал. Поэтому промышленные районы на юге страны были быстро модернизированы с помощью американских и канадских кредитов и финансирования по плану Маршалла. Пока юг восстанавливался, на севере началась разработка угольных месторождений, были расширены мощности Антверпенского порта (частично за счет иностранных инвестиций, а частично за счет капитала уже достаточно мощных фламандских финансовых компаний). Богатые урановые месторождения в Конго, которые приобрели особое значение в эпоху атомных технологий, также повлияли на экономическое процветание Бельгии.

Восстановлению экономики Бельгии способствовало и новое движение за европейское единство. Такие известные бельгийские политики, как Поль-Анри Спаак и Жан Рей, внесли большой вклад в созыв и проведение первых общеевропейских конференций.

В 1948 Бельгия вступила в Западный союз и присоединилась к американскому «плану Маршалла», а в 1949 вошла в НАТО.

Проблемы послевоенного периода. Послевоенные годы характеризуются обострением сразу нескольких политических проблем: династической (возвращение короля Леопольда III в Бельгию), борьбой между церковью и государством за влияние на школьное образование, ростом национально-освободительного движения в Конго и ожесточенной войной на лингвистической почве между фламандской и французской общинами.

До августа 1949 страной управляли правительства, состоявшие из представителей всех основных партий – социалистов, социал-христиан, либералов и (до 1947) коммунистов. Кабинеты возглавляли социалисты Ахилл ван Акер (1945–1946), Камиль Гюисманс (1946–1947) и Поль-Анри Спаак (1947–1949). На парламентских выборах 1949 победу одержала Социал-христианская партия (СХП), которая получила 105 из 212 мест в Палате представителей и абсолютное большинство в сенате. После этого было сформировано правительство социал-христиан и либералов во главе с Гастоном Эйскенсом (1949–1950) и Жаном Дювьезаром (1950).

Решение короля Леопольда III стать немецким военнопленным и его вынужденное отсутствие в стране в момент ее освобождения вызвали резкое осуждение его действий, особенно со стороны валлонских социалистов. Бельгийцы обсуждали в течение пяти лет право Леопольда III вернуться на родину. В июле 1945 бельгийский парламент принял закон, согласно которому король лишался прерогатив суверена и ему запрещалось возвращение в Бельгию. Валлоны были особенно обеспокоены деятельностью короля во время войны и даже обвиняли его в сотрудничестве с нацистами. Они также возмущались его женитьбой на Лилиан Балс, дочери видного фламандского политического деятеля. Национальный референдум в 1950 показал, что большинство бельгийцев высказались за возвращение короля. Однако многие из тех, кто поддерживал короля, жили на севере, и голосование привело к немалым разногласиям в обществе.

Приезд короля Леопольда в Брюссель 22 июля 1950 вызвал бурные протесты, забастовки с участием до полумиллиона человек, митинги и демонстрации. Правительство направило против протестующих войска и жандармерию. Социалистические профсоюзы намечали провести марш на Брюссель. В итоге было достигнуто соглашение между поддержавшей монарха СХП, с одной стороны, и социалистами и либералами, с другой. Леопольд III отказывался о трона в пользу своего сына.

Летом 1950 состоялись досрочные парламентские выборы, в ходе которых СХП получила 108 из 212 мест в Палате представителей, сохранив абсолютное большинство в сенате. В последующие годы страной управляли социал-христианские кабинеты Жозефа Фольена (1950–1952) и Жана ван Гутта (1952–1954).

«Королевский кризис» вновь обострился в июле 1951, когда Леопольд III должен был вернуться на трон. Протесты возобновились, вылившись в ожесточенные столкновения. В конце концов, монарх отрекся от престола и на трон взошел его сын Бодуэн (1951–1993).

Другой проблемой, которая угрожала единству Бельгии в 1950-е годы, стал конфликт по поводу государственного субсидирования частных (католических) школ. После всеобщих выборов 1954 страной управляла коалиция Бельгийской социалистической и Либеральной партий во главе с А. ван Акером (1954–1958). В 1955 социалисты и либералы объединились против католиков, чтобы принять законодательство, сокращавшее расходы на частные школы. Сторонники разных точек зрения на проблему проводили на улицах массовые демонстрации. В конце концов, после того как Социально-христианская (католическая) партия в 1958 возглавила правительство, был разработан компромиссный закон, ограничивавший долю приходских церковных учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета.

После успеха СХП на всеобщих выборах 1958 у власти находилась коалиция социал-христиан и либералов во главе с Г.Эйскенсом (1958–1961).

Временный баланс сил был нарушен из-за решения предоставить независимость Конго. Бельгийское Конго являлось важным источником доходов для Бельгии, особенно для небольшого числа крупных, главным образом бельгийских компаний (таких как «Рудный Союз Верхней Катанги»), значительным числом акций которых владело бельгийское правительство. Опасаясь повторения печального опыта Франции в Алжире, Бельгия 30 июня 1960 предоставила Конго независимость.

Потеря Конго вызвала экономические трудности в Бельгии. Чтобы укрепить экономику, коалиционное правительство, состоявшее из представителей Социально-христианской и Либеральной партий, утвердило программу строгой экономии средств. Социалисты выступили против этой программы и призвали к всеобщей забастовке. Беспорядки охватили всю страну, особенно валлонский юг. Фламандцы отказались выступить вместе с валлонами и бойкотировали забастовку. Фламандские социалисты, которые первоначально приветствовали забастовку, были напуганы беспорядками и отказались от дальнейшей ее поддержки. Забастовка прекратилась, но этот кризис обострил противоречия между фламандцами и валлонами настолько, что лидеры социалистов предложили, чтобы унитарное государство Бельгия было заменено на свободную федерацию трех регионов – Фландрии, Валлонии и района вокруг Брюсселя.

Это разделение между валлонами и фламандцами стало самой тяжелой проблемой современной Бельгии. До Первой мировой войны доминирование французского языка отражало экономическое и политическое превосходство валлонов, которые контролировали как местные, так и национальные органы власти и главные партии. Но после 1920, особенно после Второй мировой войны, произошел ряд изменений. Расширение избирательного права в 1919 (женщины были его лишены вплоть до 1948) и законы 1920–1930-х годов, установившие равенство фламандского и французского языков и сделавшие фламандский языком управления во Фландрии, усилили позиции северян.

Динамичная индустриализация превратила Фландрию в процветающий регион, тогда как Валлония переживала экономический спад. Более высокий уровень рождаемости на севере способствовал увеличению доли фламандцев в населении Бельгии. Кроме того, фламандское население играло заметную роль в политической жизни страны, некоторые фламандцы получили важные государственные посты, которые прежде занимали валлоны.

После всеобщей стачки 1960–1961 правительство вынуждено было пойти на проведение досрочных выборов, которые принесли СХП поражение. Однако социал-христиане вошли в новый коалиционный кабинет во главе с социалистом Теодором Лефевром (1961–1965). В 1965 правительство СХП и БСП возглавил социал-христианин Пьер Армель (1965–1966).

В 1966 в Бельгии вспыхнули новые социальные конфликты. В ходе забастовки шахтеров в провинции Лимбург полиция разогнала рабочую демонстрацию; два человека были убиты, десятки получили ранения. Социалисты вышли из правительственной коалиции, и к власти пришел кабинет СХП и либеральной Партии свободы и прогресса (ПСП). Его возглавил премьер-министр Поль ван ден Буйнантс (1966–1968). Правительство сократило средства, выделяемые на образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также повысило налоги.

Досрочные выборы 1968 серьезно изменили расстановку политических сил. СХП и социалисты потеряли существенное число мест в парламенте. Успех сопутствовал региональным партиям – фламандскому Народному союзу (основан в 1954), который получил почти 10% голосов, и блоку Демократического фронта франкофонов и Валлонского объединения, собравшему 6% голосов. Лидер фламандских социал-христиан (Христианской народной партии) Г.Эйскенс сформировал правительство в составе ХНП, СХП и социалистов, которое удержалось у власти и после выборов 1971.

Коалиция была подорвана сохраняющимися разногласиями по «языковому вопросу», о границах между фламандскими и валлонскими районами, а также обострением экономических трудностей и забастовками. В конце 1972 правительство Г.Эйскенса пало. В 1973 было сформировано правительство из представителей всех трех крупнейших течений – социалистов, ХНП, франкоязычной СХП и либералов; пост премьер-министра занял член БСП Эдмон Лебюртон (1973–1974). Новый кабинет повысил зарплаты и пенсии, ввел государственное субсидирование частных школ, создал региональные административные органы и принял меры по развитию культурной автономии валлонских и фламандских провинций. Сохраняющиеся экономические трудности, рост инфляции, а также возражения христианских партий и либералов против создания государственной бельгийско-иранской нефтяной компании привели к досрочным выборам в 1974. Они не изменили заметно соотношение сил в парламенте, но привели к смене власти. В правительство, сформированное лидером ХНП Лео Тиндемансом (1974–1977), вошли представители христианских партий, либералы, и впервые – министры от регионалистского Валлонского объединения. Коалицию постоянно сотрясали разногласия между партнерами, касавшиеся проблем закупки военных самолетов, укрупнения низовых административных единиц – коммун, финансирования университетов и мер по оживлению экономики. Последние включали повышение цен и налогов, сокращение расходов на социальные и культурные нужды, увеличение капиталовложений и помощи предприятиям. В 1977 профсоюзы провели всеобщую забастовку протеста. Затем из правительства вышли валлонские регионалисты, и пришлось вновь проводить досрочные выборы. После них Л.Тиндеманс сформировал новый кабинет, в который вошли, помимо христианских партий и добившихся успеха социалистов, региональные партии Фландрии (Народный союз) и Брюсселя (Демократический фронт франкофонов). Правительство обещало улучшить экономический и социальный климат в стране, а также в течение четырех лет подготовить законодательные меры по обеспечению автономии валлонской и фламандской общин и созданию в составе Бельгии трех равноправных регионов – Фландрии, Валлонии и Брюсселя (Пакт о сообществах). Последний проект, однако, был отвергнут ХНП, как противоречащий конституции, и в 1978 Тиндеманс подал в отставку. П. ван ден Буйнантс сформировал переходное правительство, которое провело досрочные выборы, не приведшие к заметному изменению расстановки сил. Лидер ХНП Вильфрид Мартенс возглавил в апреле 1979 кабинет из христианских и социалистических партий обеих частей страны, а также представителей ДФФ (вышли в октябре). Несмотря на сохраняющиеся острые разногласия между фламандскими и валлонскими партиями, он приступил к осуществлению реформ.

Законы 1962 и 1963 установили точную лингвистическую границу, но вражда сохранилась, а региональная обособленность усилилась. И фламандцы, и валлоны выступали против дискриминации при приеме на работу, а в университетах Брюсселя и Лувена вспыхнули волнения, что в конце концов привело к разделению университетов по языковому принципу. Хотя на протяжении 1960-х годов демохристиане и социалисты оставались главными соперниками за власть, как фламандские, так и валлонские федералисты продолжали добиваться успехов на всеобщих выборах, в основном за счет либералов. В конце концов были созданы раздельные фламандские и валлонские министерства образования, культуры и экономического развития. В 1971 пересмотр конституции подготовил почву для введения регионального самоуправления в решении большинства экономических и культурных вопросов.

На пути к федерализму. Несмотря на изменение прежней политики централизации, федералистские партии выступили против курса на автономию регионов. Повторным попыткам передачи реальной законодательной власти региональным органам помешал спор о географических границах Брюссельского региона. В 1980 было достигнуто согласие по вопросу об автономии Фландрии и Валлонии, дополнительные поправки в конституцию расширили финансовые и законодательные полномочия регионов. За этим последовало создание двух региональных ассамблей, состоящих из существующих членов национального парламента от избирательных округов в соответствующих регионах.

Вильфрид Мартенс стоял во главе правительств Бельгии до 1991 (с перерывом в несколько месяцев в 1981, когда премьер-министром был Марк Эйскенс). В правящие кабинеты, помимо обеих христианских партий (ХНП и СХП) попеременно входили фламандские и франкоязычные социалисты (1979–1981, 1988–1991), либералы (1980, 1981–1987), а также Народный союз (1988–1991). Скачок цен на нефть в 1980 нанес сильный удар по бельгийской торговле и занятости населения. Удорожание энергоносителей привело к закрытию многих сталелитейных, судостроительных и текстильных предприятий. Учитывая сложившуюся ситуацию, парламент предоставил Мартенсу специальные полномочия: в 1982–1984 франк был девальвирован, зарплаты и цены заморожены.

Обострение национальных противоречий в небольшом округе Ле-Фурон привело в 1987 к отставке правительства Мартенса. Население Ле-Фурона – части валлонской провинции Льеж – выступило против управлявшей им администрации фламандского Лимбурга, потребовав, чтобы мэр в равной степени владел двумя государственными языками. Франкоговорящий мэр, избранный на выборах, отказался учить нидерландский язык. После очередных выборов Мартенс сформировал правительство, пригласив в него и социалистов при условии, что они не будут поддерживать мэра Фурона.

План НАТО разместить в Валлонии 48 американских ракет дальнего радиуса действия вызвал беспокойство общественности, и правительство утвердило размещение только 16 из 48 ракет. В знак протеста против размещения американских ракет организации экстремистского толка в 1984–1985 провели серию террористических актов.

В войне в Персидском заливе 1990–1991 Бельгия принимала участие лишь по линии предоставления гуманитарной помощи.

В 1989 Брюссель избрал региональную ассамблею, которая обладала тем же статусом, что и ассамблеи Фландрии и Валлонии. Дальнейшие конституционные споры возникли тогда, когда король Бодуэн обратился в 1990 с просьбой освободить его от обязанностей на один день, чтобы не давать королевскую санкцию на закон, разрешающий аборты (хотя запрет на аборты уже давно игнорировался). Парламент удовлетворил просьбу короля, одобрил законопроект и, таким образом, уберег короля от конфликта с католиками.

В 1991 правительство Мартенса провело досрочные выборы после выхода из нее фламандской партии Народный союз, протестовавшей против продления экспортных льгот для валлонских оружейных заводов. В новом парламенте позиции христианских и социалистических партий несколько ослабли, а либералы расширили свое представительство. Успех сопутствовал экологистам, а также ультраправой партии Фламандский блок. Последняя вела кампанию против иммиграции, усилившуюся после протестов североафриканских иммигрантов и волнений в Брюсселе в мае 1991.

Новое правительство из христианских партий и социалистов возглавил представитель ХНП Жан-Люк Деан. Оно пообещало вдвое сократить бюджетный дефицит, сократить военные расходы и осуществить дальнейшую федерализацию.

Правительство Деана (1992–1999) резко сократило государственные расходы и повысило налоги, чтобы сократить дефицит бюджета до 3% ВНП, как это предусматривалось Маастрихтскими соглашениями ЕС. Дополнительные доходы были получены за счет приватизации государственных предприятий и т.д.

В апреле 1993 парламент одобрил две последние из 34 намеченных поправок к конституции, которые предусматривали преобразование королевства в федерацию трех автономных регионов – Фландрии, Валлонии и Брюсселя. Переход к федерации состоялся официально 8 мая 1993. Претерпела изменение и бельгийская парламентская система. Отныне прямому избранию подлежали все депутаты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Палата представителей сокращалась с 212 до 150 депутатов и должна была служить высшей законодательной инстанцией.Урезанный в размерах сенат призван был служить, в первую очередь, для разрешения конфликтов между регионами. Последние получали широкие полномочия в области сельского хозяйства, науки, социальной политики, защиты окружающей среды, а также право заключать международные договоры, шире участвовать во внешней торговле и вводить собственные налоги. Немецкое языковое сообщество входило в Валлонию, но сохраняло самостоятельность в вопросах культуры, молодежной политики, образования и туризма.

31 июля 1993 умер бездетный король Бодуэн. На трон взошел его брат – Альберт II

Экологисты добились в 1993 принципиального принятия решения о введении экологического налога. Однако его реальное осуществление неоднократно откладывалось.

В середине 1990-х годов кризис в стране углубился из-за действий правительства по сокращению дефицита бюджета и ряда скандалов, в которые оказались вовлечены лидеры правящей Социалистической партии и полицейские чиновники. Строгие меры экономии и постоянно растущая безработица вызвали массовые возмущения трудящихся, которые были подогреты закрытием в 1997 крупных металлургических заводов в Валлонии и бельгийского автосборочного завода французской компании «Рено». В 1990-е годы вновь всплыли проблемы, связанные с бывшими бельгийскими колониями. Отношения с Заиром (бывшим Бельгийским Конго) в начале 1990-х годов вновь обострились из-за спора о рефинансировании долга Заира Бельгии и обвинений в коррупции ряда должностных лиц, оказывавших давление на правительство Заира. Бельгия была втянута в тяжелый конфликт, вызвавший в 1990–1994 бедствия в Руанде (бывшей бельгийской колонии Руанда-Урунди).

Бельгия в конце 20 – начале 21 вв. Осенью 1993 правительство ввело в действие Глобальный план по обеспечению занятости, конкурентоспособности и социальных гарантий. Он включал осуществление мер «жесткой экономии»: повышение НДС, налога на недвижимость, снижение пособий на детей, повышение выплат в пенсионный фонд, сокращение медицинских расходов и т.д. В 1995–1996 реальный рост зарплаты не предусматривался. В ответ начались забастовки, а в октябре 1993 состоялась всеобщая стачка. Правительство согласилось повысить зарплаты и пенсии на 1%. Позиции правящей коалиции ослаблялись скандалами в Соцпартии; ряд ее ведущих деятелей (включая заместителя премьер-министра, главу правительства Валлонии и валлонского министра внутренних дел, министра иностранных дел Бельгии) был обвинен в коррупции и в 1994–1995 вынужден был подать в отставку. То же самое произошло с министром обороны – членом ХНП. На выборах в местные органы власти в 1994 успех сопутствовал крайне правым партиям Фламандский блок (28% голосов в Антверпене) и Национальный фронт.

В 1994 бельгийское правительство постановило отменить всеобщую воинскую обязанность и ввести профессиональную армию. В 1996 Бельгия последней из стран ЕС отменила смертную казнь.

На досрочных парламентских выборах 1995, несмотря на потери валлонских социалистов, правящая коалиция удержалась у власти. В целом, из 150 мест в Палате представителей христианские партии завоевали 40 мест, социалисты – 41, либералы – 39, экологисты – 12, фламандский блок – 11, Народный союз –5 и Национальный фронт – 2 места. Одновременно прошли первые прямые выборы в региональные советы Фландрии, Валлонии, Брюсселя и немецкого сообщества. Премьер-министр Деан сформировал новое правительство. Оно продолжило политику сокращения государственных расходов на социальные нужды, увольнений в государственном секторе, приватизации государственных предприятий, продажи золотых резервов и повышения НДС. Эти меры встретили сопротивление профсоюзов, которые вновь прибегли к забастовкам (особенно, на транспорте). В мае 1996 парламент предоставил кабинету министров чрезвычайные полномочия для принятия мер по увеличению занятости, проведению реформы социального обеспечения и бюджетной политики. Одновременно были приняты меры по ограничению иммиграции и сокращению возможностей для получения убежища в Бельгии.

С 1996 страну потрясли новые скандалы. Вскрытие фактов сексуального насилия над детьми и их убийств (дело Марка Дютру, занимавшегося детской порнографией) выявило причастность влиятельных лиц из сферы политики, полиции и юстиции. Отстранение судьи Жана-Марка Коннерота, который вел дело, вызвало массовое возмущение, забастовки, демонстрации и нападения на здания органов юстиции. К критике действий полиции и юстиции присоединился король. 20 октября 1996 прошла крупнейшая демонстрация протеста в истории Бельгии – «белый марш», в котором приняло участие до 350 тыс. чел.

Кризис усугубился скандалами в валлонской Социалистической партии. Ряд деятелей партии был обвинен в организации убийства в 1991 ее председателя Андрее Коолса. Полиция арестовала за получение взяток от французского военного концерна «Дассо» бывшего лидера парламентской фракции партии и бывшего главу правительства Валлонии; в отставку подал председатель регионального парламента. В 1998 суд приговорил по этому делу 12 видных политиков к условному тюремному заключению на срок от 3 месяцев до 3 лет. Общественность остро реагировала на высылку в 1998 негирийской беженки.

Министр внутренних дел – социалист Луи Тоббак вынужден был уйти со своего поста, а его преемник – пообещать сделать политику в вопросе о предоставлении убежища «более гуманной».

В 1999 последовал новый скандал, на сей раз – экологический, когда в куриных яйцах и мясе было обнаружено опасное содержание диоксина. Комиссия ЕС ввела запрет на покупку бельгийских продуктов питания, министры сельского хозяйства и здравоохранения подали в отставку. Кроме того, в Бельгии были обнаружены опасные вещества в изделиях фирмы «Кока-кола».

Многочисленные скандалы привели, в конечном счете, к поражению правящей коалиции на парламентских выборах в 1999. Тяжелое поражение понесли социалисты и христианские партии, потерявшие по 8 мест в Палате представителей (получили, соответственно, 33 и 32 места). На первое место впервые вышли стоявшие в оппозиции либералы, которые вместе с Демократическим фронтом франкофонов и Движением граждан за перемены получили 41 место в Палате. Почти удвоили число поданных за них голосов экологисты (20 мест). 8 мест получил Народный союз. Усилились и ультраправые (15 мест достались Фламандскому блоку, 1 – Национальному фронту).

Фламандский либерал Ги Верхофстадт сформировал правительство с участием либеральных, социалистических и экологических партий (так называемая «коалиция радуги»).

Верхофстадт родился в 1953, изучал право в Гентском университете и работал адвокатом. В 1976 вступил в фламандскую либеральную Партию свободы и прогресса, в 1979 возглавил ее молодежную организацию, а в 1982 стал председателем партии, в 1992 преобразованной в партию «Фламандские либералы и демократы» (ФЛД). В 1985 он был впервые избран в парламент, в 1987 стал заместителем главы правительства и министром бюджета в правительстве Мартенса. С 1992 Верхофстадт – сенатор, в 1995 избран его вице-председателем. После неудачи на парламентских выборах 1995 ушел с поста председателя партии ФЛД, но вновь возглавил ее в 1997.

Правительство «радуги» дало возможность легализоваться десяткам тысяч иммигрантов, усилило экологический контроль за качеством продуктов питания, признало ответственность Бельгии за политику в Африке, вызвавшую многочисленные жертвы в Руанде и бывшем Бельгийском Конго. В 2003 правительство Верхофстадта не поддержало американо-английское военное вмешательство в Ираке. Продолжение им жесткой экономической и социальной политики (включая пенсионную реформу) по-прежнему вызывало недовольство населения. Однако либеральным и социалистическим партиям удалось выйти победителями на всеобщих выборах 2003: первые завоевали 49 мест в Палате представителей, вторые – 48. Третий партнер по правящей коалиции – экологисты на сей раз потерпели сокрушительное поражение, потеряв почти две трети голосов. Фламандские экологи вообще лишились представительства в парламенте, а валлонские получили в Палате представителей всего 4 места. Ослабли позиции христианских партий, утративших 3 места. Зато успех вновь сопутствовал ультраправым (ФБ завоевал 12% голосов и 18 мест в Палате, Национальный фронт – 1 место). 1 мандат достался Новому фламандскому альянсу. После выборов Г.Верхофстадт остался во главе правительства, в котором участвуют министры от либеральных и социалистических партий.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...