БЕЛЬГИЯ
БЕЛЬГИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Бельгии: общая информация, карта, история, география, климат, флора и фауна, политика, экономика, население, языки, образование, культура и искусство, религия
Справочник туриста:полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, почта и связь, медицина, безопасность, события, праздники, кухня и еда, бельгийские ковры, магазины и шоппинг
Виды отдыха: отдых на море, экскурсии
Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи
Города, курорты, отели: Брюгге, Гент , Антверпен, Брюссель

БЕЛЬГИЯ - ЭКОНОМИКА БЕЛЬГИИ
Валовой внутренний продукт (ВВП) Бельгии в 2002 оценивался в 299,7 млрд. долл., или 29200 долл. на душу населения (для сравнения в Нидерландах 20 905 долл., во Франции 20 533, в США 27 821). Темпы роста ВВП до 2002 составили в среднем 0,7 % в год.

На личное потребление в 1995 было израсходовано 62% ВВП, тогда как государственные расходы составили 15%, а 18% были инвестированы в основные фонды. В 2002 сельское хозяйство дало менее 2% ВВП, промышленность – 24,4%, а сфера услуг – почти 74,3%. Доход от экспорта в 2002 составил 162 млрд. долл. США. Эти показатели весьма близки к европейским стандартам.

Природные ресурсы. Бельгия обладает весьма благоприятными условиями для ведения сельского хозяйства; к ним относятся умеренные температуры, равномерное сезонное распределение осадков и длительный вегетационный период. Почвы во многих районах отличаются высоким плодородием. Наиболее плодородные почвы распространены в приморской части Фландрии и на центральных плато.

Бельгия небогата минеральными ресурсами. В стране ведется добыча известняка для нужд цементной промышленности. Кроме того, близ юго-восточной границы и в южной части провинции Люксембург разрабатывается небольшое месторождение железной руды.

В Бельгии значительны запасы каменного угля. До 1955 ежегодно добывалось ок. 30 млн. т угля в двух главных бассейнах: южном, у подножий Арденн, и северном, в районе Кампина (провинция Лимбург). Поскольку в южном бассейне уголь залегает на большой глубине и его добыча связана с технологическими трудностями, с середины 1950-х годов шахты стали закрываться, последняя из них была закрыта в конце 1980-х годов. Надо заметить, что добыча угля на юге была начата в 12 в. и в свое время стимулировала развитие промышленности страны. Поэтому здесь, в предгорьях Арденн, на участке от французской границы до Льежа сосредоточено много промышленных предприятий.

Уголь северного района был более высокого качества, а его добыча – более рентабельной. Поскольку эксплуатация этого месторождения началась лишь во время Первой мировой войны, добыча угля растянулась на более продолжительное время, но уже к концу 1950-х годов не удовлетворяла потребности страны. С 1958 импорт угля превысил его экспорт. К 1980-м годам большинство шахт не работало, последняя шахта была закрыта в 1992.

Энергетика. В течение многих десятилетий уголь обеспечивал промышленное развитие Бельгии. В 1960-е годы самым главным энергоносителем стала нефть.

Энергетические потребности Бельгии в 1995 исчислялись в эквиваленте 69,4 млн. т угля, причем только 15,8 млн. т было покрыто за счет собственных ресурсов. 35% энергопотребления приходилось на нефть, половина которой импортировалась из стран Ближнего Востока. В структуре энергобаланса страны уголь составил 18% (на 98% импортируемый, главным образом из США и ЮАР). Природный газ (преимущественно из Алжира и Нидерландов) обеспечивал 24% энергетических потребностей страны, а энергия, полученная от других источников, – еще 23%. Установленная мощность всех электростанций в 1994 составила 13,6 млн. кВт.

В стране действуют 7 АЭС, четыре из них – в Дуле близ Антверпена. Сооружение восьмой станции в 1988 было приостановлено по соображениям экологической безопасности и в связи с падением мировых цен на нефть.

Транспорт. Участию страны в международной торговле благоприятствует один из самых крупных портов мира Антверпен, через который проходит ок. 80% грузооборота Бельгии и Люксембурга. В 1997–1998 в Антверпене было выгружено 118 млн. т грузов примерно с 14 тыс. судов; по этому показателю он занимал второе место среди европейских портов после Роттердама и являлся крупнейшим железнодорожно-контейнерным портом в Европе. Порт площадью 100 га имеет 100 км причальных линий и 17 сухих доков, его пропускная способность 125 тыс. т в сутки. Большинство обрабатываемых портом грузов – насыпные и наливные продукты, включая нефть и ее производные. Собственный торговый флот Бельгии невелик: 25 судов общим водоизмещением 100 тыс. брутто-регистровых т (1997). По внутренним водным путям курсируют почти 1300 судов.

Благодаря спокойному течению и полноводности бельгийские реки судоходны и обеспечивают связь между регионами. Русло реки Рюпел было углублено, так что в Брюссель теперь могут заходить океанские суда, а по рекам Маас (вплоть до французской границы), Шельда и Рюпел – суда водоизмещением в 1350 т с полной нагрузкой. Кроме того, благодаря равнинному рельефу в приморской части страны были построены каналы, соединяющие между собой естественные водные пути. Несколько каналов было сооружено еще до Второй мировой войны. По Альберт-каналу (127 км), соединяющему р.Маас (и промышленный округ Льежа) с портом Антверпен, могут проходить баржи грузоподъемностью до 2000 т. Другой крупный канал соединяет промышленный район Шарлеруа с Антверпеном, образуя обширную треугольную систему водных путей, сторонами которого являются Альберт-канал, реки Маас и Самбра, и канал Шарлеруа – Антверпен. Другие каналы соединяют города с морем – например Брюгге и Гент с Северным морем. В конце 1990-х годов в Бельгии было ок. 1600 км судоходных внутренних водных путей.

Несколько рек впадают в Шельду выше Антверпена, что делает его узлом всей системы водных путей и центром внешней торговли Бельгии. Он является также транзитным портом для внешней и внутренней торговли Рейнской области (ФРГ) и северной Франции. Помимо благоприятного положения близ Северного моря, Антверпен имеет еще одно преимущество. Морские приливы в широкой части нижнего течения р.Шельды обеспечивают достаточную глубину для прохождения океанских судов.

Кроме совершенной системы водных путей, Бельгия располагает хорошо развитой сетью железных и автомобильных дорог. Железнодорожная сеть – одна из самых плотных в Европе (130 км на 1000 кв. км), ее протяженность 34,2 тыс. км. Государственные компании «Национальное общество железных дорог Бельгии» и «Национальные междугородние железные дороги» получают значительные субсидии. Главные автодороги пересекают все районы страны, включая Арденны. Авиакомпания «Сабена», основанная в 1923, обеспечивает воздушное сообщение с большинством крупных городов мира. Между Брюсселем и другими городами страны налажено регулярное вертолетное сообщение.

Занятость. Бельгийские рабочие отличаются высокой профессиональной квалификацией, а технические школы готовят рабочих узкой специализации. Страна располагает опытными сельскохозяйственными кадрами, занятыми в высокомеханизированных хозяйствах в центре и на севере Бельгии. Однако переход к постиндустриальному обществу, в котором предпочтение отдается сфере услуг, привел к значительной и устойчивой безработице, особенно в Валлонии. В 1970-е годы уровень безработицы составлял в среднем 4,7%, в 1980-е – 10,8%, а в начале 1990-х годов – 11,4% (выше среднего уровня в Западной Европе).

Из общего числа занятых в 4126 тыс. человек в 1997 ок. 107 тыс. работали в сельском хозяйстве, 1143 тыс. – в промышленности и строительстве, и 2876 тыс. – в сфере услуг, ок. 900 тыс. человек – в управленческом аппарате. В последние десятилетия рост числа занятых наблюдался только в химической промышленности.

Сельское хозяйство. Около 1/4 общей площади территории Бельгии используется под сельскохозяйственные нужды. В конце 1990-х годов в сельском хозяйстве, а также в лесном хозяйстве и сфере рыболовного промысла было занято 2,5% всех работающих в стране. Сельское хозяйство покрывало 4/5 потребностей Бельгии в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. В центральной части Бельгии (Эно и Брабант), где земля разделена на крупные поместья площадью от 50 до 200 га, широко используются современная сельскохозяйственная техника и химические удобрения. В каждом поместье занято много наемных рабочих, а для сбора пшеницы и сахарной свеклы часто привлекаются сезонные рабочие. Во Фландрии интенсивный труд и использование удобрений дают почти 3/4 сельскохозяйственной продукции страны, хотя площадь сельскохозяйственных земель здесь такая же, как в Валлонии.

Урожайность сельскохозяйственных культур в целом высокая, с одного гектара собирают ок. 6 т пшеницы и до 59 т сахарной свеклы. Благодаря высокой производительности труда в 1997 сбор зерновых превысил 2,3 млн. т, при этом использовалась только половина посевных земель. Из общего объема зерновых около 4/5 приходится на пшеницу, 1/5 – на ячмень. Другие важные культуры – сахарная свекла (ежегодный сбор до 6,4 млн. т) и картофель. Почти половина сельскохозяйственных земель отведена под пастбища для домашнего скота, а животноводство дает 70% всей сельскохозяйственной продукции. В 1997 насчитывалось ок. 3 млн. голов крупного рогатого скота, включая 600 тыс. коров, и ок. 7 млн. голов свиней.

Сельское хозяйство в каждом районе страны имеет свои особенности. В Арденнах выращивается небольшое число культур. Исключение составляет плодородный район Кондроз, где сеют рожь, овес, картофель и кормовые травы (главным образом для крупного рогатого скота). Более 2/5 территории провинции Люксембург покрыты лесами, заготовка и продажа древесины является важной отраслью хозяйства этого района. На лугах в гористой местности пасутся овцы и крупный рогатый скот.

Центральные известняковые плато Эно и Брабанта с глинистыми почвами используются под посевы пшеницы и сахарной свеклы. В окрестностях больших городов выращивают фрукты и овощи. В центральном регионе в меньшей степени практикуется разведение домашнего скота, хотя на некоторых фермах в окрестностях Брюсселя и к западу от Льежа разводят лошадей (в Брабанте) и крупный рогатый скот.

Во Фландрии преобладают небольшие фермы, а животноводство и молочное хозяйство более развиты, чем на юге страны. Выращиваются культуры, наиболее приспособленные к здешним почвам и влажному климату, – лен, конопля, цикорий, табак, фрукты и овощи. Разведение цветов и декоративных растений составляет отличительную черту районов Гента и Брюгге. Здесь выращивают также пшеницу и сахарную свеклу.

Промышленность. В конце 1990-х годов в промышленности было сконцентрировано ок. 28% занятых и производился почти 31% ВВП. Две трети выпуска промышленной продукции давала обрабатывающая промышленность, бoльшая часть остальной приходилась на долю строительства и коммунальных предприятий. На протяжении 1990-х годов продолжался процесс закрытия металлургических предприятий, автосборочных заводов и текстильных фабрик. Среди отраслей обрабатывающей промышленности объем производства увеличивали только химическая, стекольная и нефтеперерабатывающая.

Бельгия располагает тремя главными отраслями тяжелой промышленности: металлургической (производство стали, цветных металлов и тяжелых станков), химической и цементной. Производство чугуна и стали – все еще важная отрасль, хотя в 1994 было выплавлено 11,2 млн. т стали, что составляло 2/3 от уровня 1974. Объем производства чугуна в чушках сократился еще больше – до 9 млн. т. В 1974–1991 число занятых во всех базовых и перерабатывающих металлургических предприятиях сократилось на 1/3 – до 312 тыс. рабочих мест. Большинство старых металлургических заводов располагалось близ угольных шахт вокруг Шарлеруа и Льежа или вблизи месторождений железной руды на самом юге страны. Более современный завод, использующий высококачественную импортную железную руду, расположен вдоль канала Гент – Тернёзен к северу от Гента.

Бельгия располагает хорошо развитой цветной металлургией. Изначально эта отрасль промышленности использовала цинковую руду из месторождения Тореснет, но теперь цинковую руду приходится импортировать. В середине 1990-х годов Бельгия являлась крупнейшим в Европе и четвертым в мире производителем этого металла. Бельгийские цинковые заводы расположены близ Льежа и в Баден-Везеле в Кампине. Кроме того, в Бельгии производятся медь, кобальт, кадмий, олово, свинец.

Обеспеченность сталью и цветными металлами стимулировала развитие тяжелого машиностроения, особенно в Льеже, Антверпене и Брюсселе. Производятся станки, железнодорожные вагоны, тепловозы, насосы и специализированные машины для производства сахара, химической, текстильной и цементной промышленности. Исключая крупные военные заводы, сосредоточенные в Эрстале и Льеже, заводы по производству тяжелых станков относительно невелики. В Антверпене находится судоверфь, выпускающая суда международного класса.

В Бельгии нет собственной автомобильной промышленности, хотя там размещены иностранные автосборочные заводы, чему благоприятствуют низкие пошлины на импорт деталей автомобилей и высококвалифицированные рабочие кадры. В 1995 было собрано 1171,9 тыс. легковых автомобилей и 90,4 тыс. грузовых, что вместе составляло ок. 10% объема европейского производства. В 1984 сборочная линия «Форда» в Генте была самой длинной в мире роботизированной установкой. Фламандские города и Брюссель разместили у себя заводы иностранных автопроизводителей, тогда как заводы по производству тракторных прицепов и автобусов размещены по всей стране. Французский автомобильный концерн «Рено» объявил о закрытии в 1997 своего завода в Вилворде, к северу от Брюсселя.

Вторая по значению отрасль промышленности страны – химическая – начала развиваться в 20 в. Как и другие отрасли тяжелой индустрии, ее рост стимулировался наличием угля, который использовался как в энергетике, так и в производстве такого сырья, как бензол и смола.

До начала 1950-х годов Бельгия производила главным образом основные виды химической продукции – серную кислоту, аммиак, азотные удобрения и каустическую соду. Большинство заводов размещаются в промышленных районах Антверпена и Льежа. До Второй мировой войны переработка сырой нефти и нефтехимическая промышленность были весьма слабо развиты. Однако после 1951 в порту Антверпена были построены нефтехранилища, а «Петрофина», главный бельгийский дистрибьютор нефтепродуктов, а также иностранные нефтяные компании инвестировали большие средства в постройку нефтеперерабатывающего комплекса в Антверпене. В нефтехимической промышленности значительное место заняло производство пластмасс.

Большинство цементных заводов сосредоточено в промышленном районе долины рек Самбра и Маас, вблизи местных источников известняков. В 1995 в Бельгии было произведено 10,4 млн. т цемента.

Хотя легкая промышленность менее развита, чем тяжелая, существуют несколько значительных по объему производства отраслей легкой промышленности, в т.ч. текстильная, пищевая, электронная (например, завод в Руселаре в Западной Фландрии) и др. Традиционные ремесленные производства – плетение кружев, изготовление гобеленов и кожаных изделий – значительно сократили выпуск продукции, но некоторые из них еще действуют в расчете на обслуживание туристов. Биотехнологические и космические фирмы сконцентрированы в основном в «коридоре» Брюссель – Антверпен.

Бельгия является крупным производителем хлопчатобумажных, шерстяных и льняных тканей. В 1995 в Бельгии было выпущено 15,3 тыс. т хлопчатобумажной пряжи (почти на 2/3 меньше, чем в 1993). Производство шерстяной пряжи стало сокращаться в начале 1990-х годов; в 1995 ее было выпущено 11,8 тыс. т (в 1993 – 70,5 тыс.). Производительность текстильной промышленности повысилась только на ряде фирм. Повышению эффективности производства способствовали наличие высококвалифицированных кадров (95 тыс. человек, главным образом женщины) и его техническое переоснащение. Фабрики, производящие шерстяные ткани, сосредоточены в районе Вервье, тогда как хлопчатобумажные и льняные фабрики – в районе Гента.

Существенное место в экономике страны занимает переработка сельскохозяйственной продукции. Особенно выделяются производство сахара, пивоварение и виноделие. Импортным сырьем снабжаются заводы, вырабатывающие какао, кофе, сахар, консервированные маслины и др.

Антверпен – крупный центр по обработке алмазов, по объему продукции он превосходит Амстердам. В фирмах Антверпена занята примерно половина мировых резчиков алмазов, и они обеспечивают почти 60% мирового производства обработанных алмазов. Экспорт драгоценных камней, в основном алмазов, в 1993 дал 8,5 млрд. долл., или 7,1% стоимости экспорта страны.

Внешняя торговля. Бельгия – преимущественно торговая страна. Бельгия издавна следовала политике свободной торговли, но потребность в защите и поддержке заставила ее в 1921 объединиться в экономический союз с Люксембургом, известный под названием БЛЭС, а затем, в 1948, объединиться с Нидерландами в Бенилюкс. Членство в Европейском объединении угля и стали (1952) и Европейском экономическом сообществе (1958, ныне Европейский союз) и подписание Шенгенского соглашения (1990) подтолкнули Бельгию наряду с Нидерландами и Люксембургом к постепенной экономической интеграции с Францией, Германией и Италией.

В 1996 импорт БЛЭС оценивался в 160,9 млрд. долл., экспорт – в 170,2 млрд. долл. Торговля со странами-партнерами ЕС сбалансирована. 5/6 объема всего экспорта составляет продукция обрабатывающей промышленности. Бельгия занимает одно из первых мест в мире по объему внешней торговли на душу населения.

Ведущие статьи экспорта в 1996 – продукция автомобилестроения, химической, металлургической и текстильной промышленности. Значителен экспорт продуктов питания, драгоценных камней, транспортного оборудования. Основными статьями импорта обычно являются продукция машиностроения, химической промышленности, транспортное оборудование и топливо. Три четверти объема всей торговли приходится на страны ЕС, главным образом Германию, Францию, Нидерланды и Великобританию.

Государственный бюджет. В 1996 государственные доходы исчислялись в 77,6 млрд. долл., а расходы – в 87,4 млрд. долл. Налоги, подоходный и на прибыль, составили 35% поступлений, отчисления из доходов регионов и сообществ – 39%, а налог на добавленную стоимость и акцизные сборы – 18%. Расходы на пенсии составили 10%, а проценты по обслуживанию долга – 25% (самый высокий показатель для промышленно развитых стран). Суммарный долг составлял 314,3 млрд. долл., 1/6 которого приходилась на иностранных кредиторов. Долг, который был больше годового ВВП уже с начала 1980-х годов, привел через несколько лет к сокращению расходов на центральные и региональные органы управления. В 1997 государственный долг составлял 122% от ВВП.

Денежное обращение и банковское дело. Денежной единицей с 2002 является евро. Бельгийская банковская система отличается высоким уровнем концентрации капитала, и слияние банков начиная с 1960-х годов лишь усилило этот процесс. Государство владеет 50% акций Национального банка Бельгии, который выполняет функции центрального банка страны. В Бельгии имеются 128 банков, из них 107 иностранных. Старейшим и крупнейшим коммерческим банком, а также крупнейшей холдинговой компанией в стране является «Сосьете женераль де Бельжик». Существуют также специализированные финансовые учреждения – сберегательные банки и фонды сельскохозяйственного кредита.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...