БЕЛЬГИЯ | |
БЕЛЬГИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
О Бельгии: общая информация,
карта, история,
география, климат, флора и фауна,
политика, экономика,
население, языки,
образование, культура и искусство,
религия Справочник туриста:полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, почта и связь, медицина, безопасность, события, праздники, кухня и еда, бельгийские ковры, магазины и шоппинг Виды отдыха: отдых на море, экскурсии Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи Города, курорты, отели: Брюгге, Гент , Антверпен, Брюссель |
БЕЛЬГИЯ - ПОЛИТИКА |
Бельгия — конституционная монархия (с момента образования) и федеральное государство (с 1980 года). Глава государства — король, в настоящее время — Альберт II (с 1993 года). Фактический глава государства — премьер-министр, в настоящее время — Ги Верхофстадт, (с 1999). Как правило, премьер-министром становится представитель партии, набравшей большее число голосов на парламентских выборах. Правительство формально назначается королём. Также состав правительства должен быть утверждён парламентом. Конституция требует соблюдения в правительстве языкового паритета: половина министров должна быть представителями нидерландскоязычного сообщества, половина — представителями франкоязычного сообщества.
Федеральный парламент — двухпалатный. Верхняя палата парламента — сенат (нидерл. Senaat), нижняя палата — комната представителей народа (нидерл. Kamer van volksvertegenwoordigers). Обе палаты избираются прямым всеобщим голосованием раз в четыре года. Право голоса имеют все граждане страны, достигнувшие 18-летнего возраста. В сенате заседают 40 депутатов, в комнате представителей народа — 150 депутатов. Региональное управление. В ответ на требования фламандцев после 1960 прошли четыре волны пересмотра конституции, что позволило постепенно осуществить децентрализацию государства, превратив его в федеративное (формально с 1 января 1989). Особенности федеративного устройства Бельгии заключаются в параллельном функционировании двух видов субъектов федерации – регионов и сообществ. Бельгия делится на три региона (Фландрию, Валлонию, Брюссель) и три культурных сообщества (французское, фламандское и германоязычное). Представительская система включает Совет фламандского сообщества (124 члена), Совет валлонского сообщества (75 членов), Брюссельский региональный совет (75 членов), Совет франкоязычного сообщества (75 членов из Валлонии, 19 из Брюсселя), Совет фламандского сообщества (который объединился с фламандским региональным советом), Совет германоязычного сообщества (25 членов) и комиссии фламандского сообщества, французского сообщества и Объединенную комиссию Брюссельского региона. Все советы и комиссии избираются путем всеобщего голосования на пятилетний срок. Советы и комиссии имеют широкие финансовые и законодательные полномочия. Региональные советы осуществляют контроль над экономической политикой, в том числе внешней торговлей. Советы и комиссии сообществ контролируют здравоохранение, охрану окружающей среды, местные органы социального обеспечения, образование и культуру, включая международное сотрудничество в области культуры. Местное управление. 596 коммун местного самоуправления (входящих в состав 10 провинций) являются почти автономными и обладают большими полномочиями, хотя их деятельность зависит от вето губернаторов провинций; они могут обжаловать решения последних в Государственном совете. Коммунальные советы избираются путем всеобщего голосования на основе пропорционального представительства и состоят из 50–90 членов. Это законодательный орган. Коммунальные советы назначают главу правления совета, работающего вместе с бургомистром, который управляет городскими делами. Бургомистр, обычно член совета, выдвигается коммуной и назначается центральным правительством; он может быть также членом парламента и часто является крупной политической фигурой. Исполнительные органы коммун состоят из шести членов совета и губернатора, назначаемого, часто пожизненно, центральным правительством. Создание региональных и общинных ассамблей значительно уменьшило объем властных полномочий провинций, и они могут их дублировать. Политические партии. До 1970-х годов в стране действовали преимущественно общебельгийские партии, крупнейшими из них были Социально-христианская (создана в 1945 как преемница существовавшей с 19 в. Католической партии), Бельгийская социалистическая (основана в 1885, до 1945 называлась Рабочей) и Партия свободы и прогресса (образована в 1846, до 1961 называлась Либеральной). Позднее они раскололись на отдельные валлонские и фламандские партии, которые, однако, фактически продолжают блокироваться при формировании правительств. Основные партии современной Бельгии: Фламандские либералы и демократы – Партия граждан (ФЛД) – политическая организация фламандских либералов, образованная в 1972 в результате раскола бельгийской Партии свободы и прогресса (ПСП) и сохранявшая прежнее название до 1992. Считает себя «ответственной, солидарной, правовой и социальной» партией социально-либерального толка, выступает за самостоятельность Фландрии в составе федеративной Бельгии и федеративной Европы, за плюрализм, «политическую и экономическую свободу» граждан и развитие демократии. ФЛД призывают ограничить мощь государства с помощью дерегулирования и приватизации при сохранении социальных гарантий за теми, кто в них нуждается. Партия ратует за предоставление гражданских прав иммигрантам и их интеграцию в бельгийское общество при сохранении культурного своеобразия. С 1999 ФЛД – наиболее сильная партия Бельгии; ее лидер Ги Верхофстадт возглавляет правительство страны. На выборах 2003 ФЛД получили 15,4% голосов, имеют 25 из 150 мест в Палате представителей и 7 из 40 выборных мест в сенате. «Социалистическая партия – Иначе» – партия фламандских социалистов, возникшая в 1978 в результате раскола общебельгийской Социалистической партии. Опирается на профсоюзное движение, пользуется влиянием в кассах взаимопомощи и кооперативном движении. Лидеры фламандских социалистов в 1980-х и 1990-х начали пересмотр традиционных социал-демократических взглядов, которые предполагали постепенную замену капитализма демократическим социализмом с помощью длительных структурных реформ. В настоящее время партия, добавившая к своему название слово «Иначе», выступает за «экономический реализм»: осуждая неолиберализм, она в то же самое время подвергает сомнению «традиционные рецепты экономического социализма на основе кейнсианства». Фламандские социалисты делают упор на этическое обоснование социализма, социально-экологическое обновление, европеизм и более «разумное» использование механизмов социального государства. Они более осторожно относятся к экономическому росту и придерживаются модели сохранения гарантированного минимума социального обеспечения при приватизации части социальных гарантий (например, части пенсионной системы и т.д.). На парламентских выборах 2003 партия выступила в блоке с движением «Дух». Эта коалиция получила 14,9% голосов на выборах в Палату представителей и 15,5% – в сенат. Представлена в Палате представителей 23 местами из 150, в сенате – 7 местами из 40. «Дух» –либеральная политическая организация, созданная перед выборами 2003 в результате объединения левого крыла фламандской партии «Народный союз» (основана в 1954) и участников движения «Демократическая иницивтива-21». Партия характеризует себя как «социальную, прогрессистскую, интернационалистскую, регионалистскую, интегрально-демократическую и ориентированную на будущее». Выступая за социальную справедливость, она подчеркивает, что рыночные механизмы не могут обеспечить благосостояние всех членов общества и потому необходимо корректирующее использование социальных механизмов, борьба с безработицей и т.д. Партия провозглашает, что каждый член общества имеет право на гарантированный «социальный минимум». На выборах 2003 блокировалась с фламандскими социалистами. «Христианско-демократическая и фламандская» партия (ХДФ) – образована в 1968–1969 как Христианская народная партия (ХНП) Фландрии и Брюсселя, нынешнее название носит с начала 2000-х. Возникла в результате раскола общебельгийской Социально-христианской партии. Опирается на католические профсоюзы. До 1999 была наиболее сильной политической партией Бельгии и долгое время возглавляла правительство страны, с 1999 – в оппозиции. Партия провозглашает своей целью обеспечение ответственной совместной жизни людей. Фламандские христианские демократы выступают против «примата экономики» в обществе, против социалистического «коллективизма» и либерального индивидуализма. Провозглашая «примат сообщества», они считают основой общества «сильные семейные и социальные связи». В хозяйственной области ХДФ – за регулируемую рыночную экономику, где ряд сфер (здравоохранение, социально-культурная деятельность, социальное жилищное строительство и т.д.) не должен становиться объектом приватизации и коммерциализации. Партия призывает гарантировать всем гражданам «базовое обеспечение», увеличить пособия на детей. В то же время она ратует за «уменьшение бюрократии» и большую свободу действий для предпринимателей в сфере трудовых отношений. В 2003 ХДФ получила 13,2% голосов на выборах в Палату представителей (21 место) и 12,7% – на выборах в сенат (6 мест). Социалистическая партия (СП) – партия социалистов франкоязычной части Бельгии (Валлонии и Брюсселя). Образована в 1978 в результате раскола Бельгийской соцпартии. Опирается на профсоюзы. Партия провозглашает ценности солидарности, братства, справедливости, равенства и свободы. СП – за правовое государство и равноправие всех членов общества. за «социальное рыночное хозяйство». Она критикует экономический либерализм, считая логику непрерывного роста разрыва в доходах между людьми несовместимой с идеей свободы. Поэтому социалисты призывают к «консолидации» социальных достижений, повышению низких зарплат, пенсий и пособий, борьбу с бедностью и т.д. СП согласилась на принцип разделения пенсий на гарантированную «базовую» и «накопительную» части, оговорив, однако, что пользование второй должно быть доступно всем трудящимся. СП – наиболее сильная партия Валлонии и Брюсселя. В 2003 она получила 13% на выборах в Палату представителей (25 мест) и 12,8% – в сенат (6 мест). Фламандский блок (ФБ) – крайне правая фламандская партия, отколовшаяся в 1977 от Народного союза. Выступает с позиций крайнего фламандского национализма, провозглашая: «собственный народ – превыше всего». Объявляет себя демократической партией, но сторонники ФБ участвуют в расистских выступлениях. ФБ ратует за независимую республику Фландрия и прекращение иммиграции иностранцев, от которой якобы страдает страна. Блок требует остановить прием новых иммигрантов, ограничить предоставление политического убежища и выслать приезжающих на родину. Поддержка ФБ на выборах растет. В 2003 партия собрала 11,6% голосов на выборах в Палату представителей (18 мест) и 11,3% – в сенат (5 мест). Реформаторское движение (РД) – политическая организация валлонских и брюссельских либералов. В нынешнем виде образована 2002 в результате объединения Реформистской либеральной партии (созданной в 1979 в результате объединения Валлонской партии реформ и свободы и брюссельской Либеральной партии – частей бывшей общебельгийской Партии свободы и прогресса), немецкоязычной Партии свободы и прогресса, Демократического фронта франкофонов (брюссельской партии, созданной в 1965) и Движения граждан за перемены. РД объявило себя центристской группировкой, выступающей за примирение личности и общества и отвергающей как эгоизм, так и коллективизм. Взгляды реформаторов основаны на либеральной демократии, приверженности представительной системе правления и плюрализме. РД отвергает «доктринерство 20 века», экономический взгляд, покоящийся исключительно на рыночных законах, любые формы коллективизма, «интегристского экологизма», религиозного обскурантизма и экстремизма. С точки зрения реформаторов, продолжение экономического роста и социального развития требует заключения «нового общественного договора» и «демократии участия». В области экономики они выступают за поощрение предпринимательства, снижение налогов на предпринимателей и трудящихся. Одновременно РД признает, что в обществе должен играть свою роль и «нерыночый сектор» социальной экономики, которому надлежит удовлетворять те потребности, которые не может удовлетворить рынок. Рыночная свобода должна быть соединена с системами, призванными предотвращать сбой и компенсировать перекосы с помощью более равномерного перераспределения богатств. Социальную помощь, полагают реформаторы, следует сделать более «эффективной»: она не должна сковывать «инициативу» и призвана доставаться только тем, кто в ней «действительно нуждается». В 2003 РД собрало 11,4% голосов на выборах в Палату представителей (24 места) и 12,1% – в сенат (5 мест). Гуманистический демократический центр (ГДЦ) считает себя преемником Социально-христианской партии, основанной в 1945 на основе довоенной Католической партии. СХП провозгласила свою приверженность доктрине «коммунитарного персонализма»: она заявляла, что отвергает «как либеральный капитализм, так и социалистическую философию классовой борьбы» и стремится создать общество максимального развития человеческой личности. В основе такого общества, по ее мнению, должны были лежать демократические свободы, защита семьи, частная инициатива и социальная солидарность. СХП объявляла себя «народной» партией, опирающейся на все слои населения; контролировала католические профсоюзы. После раскола СХП в 1968 на валлонское и фламандское крыло, первое продолжало действовать под старым названием до 2002, когда оно было переименовано в ГДЦ. Современный ГДЦ – центристская партия, призывающая к терпимости, соединению свободы и равенства, солидарности и ответственности, осуждающая популизм и расизм. Провозглашаемый ею «демократический гуманизм» рассматривается как идея, противостоящая эгоизму и индивидуализму. ГДЦ отвергает «общество материализма и насилия, основанное на культе денег, конкуренции, безразличии и неравенстве», критикует подчинение человека рынку, науке и государственным институтам. Рынок центристы считают средством, а не целью. Они выступают за «динамичный, но цивилизованный рынок и прочное государство». Последнее, с их точки зрения, должно не предоставлять все рынку, но призвано служить обществу, перераспределять богатства в интересах нуждающихся, регулировать и быть арбитром. Процессы глобализации, по мнению ГДЦ, должны быть подчинены демократическому контролю. В 2003 ГДЦ собрал 5,5% голосов. Он завоевал 8 мест в Палате представителей и 2 в сенате. Новый фламандский альянс (НФА) – образован в 2001 на базе Народного союза, фламандской партии, существовавшей с 1954. Он стремится придать фламандскому национализму «современную и человечную» форму «гуманитарного национализма». Альянс выступает за создание Фламандской республики в составе «конфедеративной и демократической Европы», за право наций на самоопределение как основу международного права. НФА призывает к развитию чувства фламандской общности, совершенствованию демократии и усилению социальной политики. Наряду с предложениями по поощрению фламандского предпринимательства, партия требует сократить общественное неравенство и увеличить социальные выплаты и пособия до уровня, позволяющего покрыть базовый «социальный риск». В 2003 НФА собрал 3,1% голосов и получил 1 место в Палате представителей. «Конфедерированные экологисты за организацию изначальной борьбы» (ЭКОЛО) – движение валлонских «зеленых»; существует с конца 1970-х – начала 1980-х. Выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с природой и в солидарности с другими людьми и народами. Объясняя кризисные явления в современном мире «нерегулируемым» развитием, экологисты Валлонии призывают к координации в мировом масштабе. Экономика, по их мнению, должна быть динамичной и справедливой, основанной на инициативе, участии, солидарности, равновесии, благосостоянии и устойчивости. «Зеленые» – за установление более партнерских отношений на предприятиях, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда. В социальной области они ратуют за большее равенство в доходах и условиях жизни, разработку плана, позволяющего каждому человеку получать минимальный доход не ниже уровня бедности, усиление прогрессивности налогообложения, предоставление гражданам кредита на получение образования и учебу в течение всей жизни. Экологисты считают, что следует прекратить практику сокращения выплат предпринимателей в социальные фонды. Они требуют демократизации государства при активном участии социальных движений, граждан, трудящихся и потребителей в решении общественных вопросов. На выборах 2003 «Эколо» получила 3,1% голосов. Партия завоевала 4 места в Палате представителей и 1– в сенате. «АГАЛЕВ» («Будем жить иначе») – партия фламандских экологистов, более или менее аналогичная «Эколо». Выступает за гармонию с окружающей средой, развитие жизненной активности в самых различных областях (не только в официальной экономике), сокращение рабочей недели до 30 часов, «иную глобализацию» и т.д. На выборах 2003 получила 2,5% и утратила представительство в парламенте Бельгии. Национальный фронт (НФ) – ультраправая партия. В центре ее идеологии и деятельности – борьба с иммиграцией. Предоставление социальных выплат только бельгийцам и европейцам должно позволить, по мнению НФ, спасти социальное государство от чрезмерных расходов. В экономике партия выступает за сокращение роли и участия государства в хозяйственной деятельности до уровня простого арбитра конкуренции и защитника европейского экономического потенциала. Выдвигая лозунг «народного капитализма», она требует, чтобы приватизация шла на пользу исключительно «народу Бельгии». НФ обещает «упростить и сократить» налоги, а в перспективе – заменить налоги на доходы общим налогом с покупок. В 2003 НФ получил 2% голосов на выборах в Палату представителей (1 место) и 2,2% – в сенат (1 место). «Живой» – политическое движение, созданное в конце 1990-х и выдвинувшее требование пожизненной выплаты государством каждому гражданину гарантированного «основного дохода». Заявляя, что как капитализм, так и коммунизм доказали свою несостоятельность, а традиционное разделение на правых и левых исчерпало себя, движение выступило против «дикого» (неконтролируемого) капитализма и объявило себя создателем новой общественно-экономической модели. Теоретики движения предлагают полностью ликвидировать подоходные налоги с трудящихся, сократить прочие налоги на доходы, отменить взносы и отчисления в социальные фонды. Чтобы финансировать выплату «основного дохода», по их мнению, будет достаточно ввести «социальный налог на потребление» (продажи, покупки и трансакции). В политической области движение ратует за расширение индивидуальных свобод, защиту окружающей среды и эффективность в работе государственных органов. В то же время, движение выступает за усиление контроля над иммиграцией и ограничение ее. На выборах 2003 движение собрало 1,2% голосов. Представительства в парламенте не имеет. В Бельгии действует значительное число левых политических организаций: троцкистские Социалистическая рабочая партия (основана в 1971), Интернациональная лига трудящихся, Интернациональная социалистическая организация, Ленинистско-троцкистская тенденция, «Воинствующие левые», Движение в защиту трудящихся, Левая социалистическая партия – Движение за социалистическую альтернативу, Революционная рабочая партия – троцкистская, «Борьба»; сталинистские «Коммунистический коллектив Аврора», Движение коммунистов в Бельгии (основано в 1986); маоистская Партия труда Бельгии (образована в 1971 как партия «Вся власть рабочим», 0,6% голосов на выборах 2003); остатки бывшей просоветской Коммунистической партии Бельгии (1921–1989) – Коммунистическая партия – Фландрия, Коммунистическая партия – Валлония (0,2% на выборах 2003), Союз коммунистов в Бельгии; группы, являющиеся наследниками левого коммунизма 1920-х – Интернациональное коммунистическое течение, Интернационалистская коммунистическая группа, а также Социалистическое движение (откололось в 2002 от валлонской Соцпартии; 0,1% на выборах 2003), Гуманистическая партия, отделение франкоязычной Анархистской федерации и др. Судоустройство. Судебная система независима в принятии решений и отделена от других ветвей власти. Она состоит из судов и трибуналов и пяти апелляционных судов (в Брюсселе, Генте, Антверпене, Льеже, Монсе) и Кассационного суда Бельгии. Мировые судьи и судьи трибуналов назначаются лично королем. Члены апелляционных судов, председатели трибуналов и их заместители назначаются королем по представлениям соответствующих судебных инстанций, провинциальных советов и совета региона Брюссель. Члены Кассационного суда назначаются королем по представлениям этого суда и поочередно палаты представителей и Сената. Судьи назначаются пожизненно и уходят в отставку лишь по достижении установленного законом возраста. Страна разделена на 27 судебных округов (каждый с судом первой инстанции) и 222 судебных кантона (каждый с мировым судьей). Обвиняемые могут прибегнуть к суду присяжных, в компетенции которого находятся гражданские и уголовные дела, а судебные решения выносятся на основе мнения большинства из 12 членов суда. Существуют также специальные суды: по урегулированию трудовых конфликтов, коммерческие, военные трибуналы и т.д. Высшей инстанцией административной юстиции является Государственный совет. Внешняя политика. Будучи небольшой страной, сильно зависящей от внешней торговли, Бельгия всегда стремилась к заключению экономических соглашений с другими странами и решительно поддерживала европейскую интеграцию. Уже в 1921 между Бельгией и Люксембургом был заключен экономический союз (БЛЭС). После Второй мировой войны Бельгия, Нидерланды и Люксембург сформировали таможенный союз, известный под названием Бенилюкс, который позже (в 1960) был преобразован во всеобъемлющий экономический союз. Штаб-квартира Бенилюкса находится в Брюсселе. Бельгия была членом-основателем Европейского объединения угля и стали (ЭОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое преобразовано в Европейский союз (ЕС). Бельгия входит в состав Совета Европы, Западно-Европейского Союза (ЗЕС) и НАТО. Штаб-квартиры всех этих организаций, а также ЕС находятся в Брюсселе. Бельгия является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ООН. Вооруженные силы. В 1997 в вооруженных силах страны насчитывалось 45,3 тыс. человек. Расходы на оборону составляют ок. 1,2% ВВП. Внутренние войска, состоящие из 3,9 тыс. человек, обеспечивают порядок в стране. Сухопутные силы, состоящие из наступательных войск, служб боевого и материально-технического обеспечения, насчитывают 27,5 тыс. человек личного состава. Военно-морской флот состоит из трех сторожевых кораблей, 9 минных тральщиков, одного исследовательского судна, одного учебного корабля и 3 вертолетов, он насчитывает 2,6 тыс. человек. ВМФ Бельгии осуществляет траление мин для НАТО. Военно-воздушный флот имеет 11,3 тыс. человек в тактических военно-воздушных силах (с 54 истребителями Ф-16 и 24 транспортными самолетами), учебных частях и частях материально-технического обеспечения. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |