ГЕРМАНИЯ | |
ГЕРМАНИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
ГЕРМАНИЯ - НЕМЕЦКИЕ СМИ |
Газеты и журналы
Немецкий газетный рынок характеризуется небольшим количеством общенациональных газет и сильным развитием местной печати. Причиной такого развития рынка прессы стало то, что современный немецкий медиаландшафт уходит корнями в послевоенные годы, когда западные союзники, закрыв все существовавшие в нацистской Германии медиа, стали создавать свою систему СМИ, естественным образом сделав упор на развитие медий внутри своих собственных оккупационных зон. Именно поэтому общенациональных газет в Германии так мало, и большинство из них были созданы уже после 1949 г., то есть после прекращения формального оккупационного статуса Западной Германии и создания ФРГ. Условно прессу ФРГ можно разделить на три категории: общенациональные газеты (распространяющиеся по всей территории ФРГ); надрегиональные газеты (uberregionale Zeitungen) — распространяющиеся более чем в одном регионе, но не по всей территории страны; местная печать — газеты одного региона, одного района, города и т. д. Отдельно необходимо подчеркнуть, что многие небольшие местные газеты входят в «издательские цепочки»: поскольку небольшая газета с тиражом в несколько сотен или тысяч экземпляров, конечно, не может позволить себе ни покупать хорошие фотографии, ни посылать корреспондента в командировки, ни подписываться на ленты новостей, она вступает в ассоциированные отношения с неким издательским концерном. Этот концерн предоставляет десяткам местных газет унифицированный контент — статьи о внутренней и внешней политике, спортивные обозрения и т. д., оставляя на усмотрение редакции лишь местные новости. Таким образом, местная газета выживает экономически, и читатели могут продолжать покупать газету, к которой они привыкли. Между тем, в данном случае, разумеется, речь не может идти о независимом издании, и немецкие исследователи СМИ предпочитают говорить о «редакционных изданиях» (redaktionelle Ausgabe) и «публицистических единицах» (publizistische Einheit). Публицистическая единица (часто этот термин ОШИБОЧНО переводится в русскоязычных работах как «публицистическое единство» или даже «единство публицистики») — это независимая головная редакция, именно она может считаться в медиастатистике, занимающейся подсчетом количества газет в стране. Редакционное издание же — это некогда независимая газета, которая теперь, однако, просто перепечатывает присылаемые ей статьи под своим старым названием. В 1998 в ФРГ выходило около 370 ежедневных газет, 1580 местных изданий и почти 20 тыс. журналов. Германия занимает шестое место в ЕС по распространению газет (375 экземпляров на 1000 жителей). На рынке периодической литературы доминируют несколько крупных издательских концернов. Ведущими ежедневными газетами являются «Франкфуртер альгемайне цайтунг» (тираж 0,4–0,5 млн.), «Франкфуртер рундшау» (тираж 0,2–0,3 млн.), мюнхенская «Зюддойче цайтунг» (тираж 0,5–0,5 млн.), берлинская «Ди вельт» (тираж 0,2 млн.), выходящая в Дюссельдорфе газета по финансово-экономическим вопросам «Хандельсблатт» (тираж 130 тыс.). Делающая ставку на сенсации гамбургская газета «Бильд цайтунг» выходит ежедневным тиражом свыше 4,5 млн экземпляров. Наиболее популярными журналами-еженедельниками являются «Шпигель» (тираж около 1 млн. экземляров), «Фокус» и «Штерн» (тиражи около 1,2 млн.), «Бунте» (тираж около 0,8 млн.). Авторитетом пользуется гамбургский еженедельник «Ди цайт» (около 0,5 млн.). Современное положение телерадиовещания в ФРГ Общественно-правовое вещание оставалось единственным вещанием на территории ФРГ вплоть до конца 1980-х гг., когда в законодательство были внесены изменения, позволившие создавать частные радио- и телекомпании. Частные компании существуют за счет размещения рекламы и производства собственных фильмов и передач, которые они могут продавать третьим компаниям. Общественно-правовые компании могут размещать в своих передачах лишь ограниченный объём рекламы (в частности, реклама на общественно-правовых каналах полностью запрещена в выходные и праздники, а в будние дни — запрещена после 20 часов), зато они получают т. н. «абонентскую плату» (Gebuhren) со всех граждан Германии, имеющих дома телевизор или радиоприемник. Абонентская плата за телеточку составляет около 16 евро в месяц, за радиоприемник — около 9 евро в месяц. Абонентскую плату обязаны платить все немцы, имеющие телевизор или радиоприемник, вне зависимости от того, смотрят ли они передачи общественно-правовых каналов — это вызывает в немецком обществе ожесточенные дискуссии. Крупнейшей общественно-правовой компанией ФРГ и самой крупной телерадиокомпанией Европы является общественно-правовая телерадиокомпания ARD (Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland — Рабочее содружество общественно-правовых телерадиокомпаний Федеративной Республики Германия). В рамках ARD осуществляется вещание первого канала немецкого телевидения: ARD Das Erste, около десятка местных телевизионных каналов, производимых соответственно членами содружества, местными общественно-правовыми телерадиокомпаниями, а также свыше пятидесяти местных радиопрограмм. Также в рамках ARD осуществляется вещание радио и телевидения Deutsche Welle — «Немецкая волна». Deutsche Welle выполняет функции иновещания, поэтому на её создание ARD получает отдельный бюджет, субсидируемый федеральным правительством. «Немецкая волна» представлена в телевизионном (DW-TV) и радио (DW-Radio) эфире, а также в интернете DW-WORLD. Вещание ведется на 30 языках. На русском языке выходят радиопрограммы и сайт. Вторым общественно-правовым телеканалом ФРГ является ZDF — Zweites Deutsches Fernsehen (Второе Немецкое Телевидение), со штаб-квартирой в Майнце. История создания ZDF уходит в 1950-е гг., когда федеральный канцлер Конрад Аденауэр пытался поставить медиа под контроль государства. Одним из направлений наступления федеральной власти на СМИ стала попытка создать государственный второй канал. Столкнувшись с серьёзной оппозицией как функционеров ARD, не желавших терпеть государственных конкурентов, так и правительств федеральных земель, не хотевших усиления федерального центра, Аденауэр пытался воплотить свой проект вплоть до начала 1960-х гг., когда в 1962 г. вердикт федерального конституционного суда признал саму возможность создания государственного телевидения незаконной и запретил федеральному центру любые попытки создания подобных СМИ. В качестве альтернативы был создан второй, также общественно-правовой канал — ZDF, отличавшийся от ARD тем, что ARD являлась децентрализованной структурой, содружеством множества местных компаний, а ZDF создавалось изначально как вертикально организованный, централизованный проект. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |