ГЕРМАНИЯ
ГЕРМАНИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Германии: общая информация, карта, история, география, климат, экология, флора и фауна, политика и государство, экономика, население, языки, образование, СМИ, наука, культура и искусство
Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, банки, транспорт, почта и связь, медицина, безопасность, события и праздники, время работы заведений, кухня, еда, магазины и шоппинг, размещение, отели
Отдых и поездки в Германию: летние курорты, горнолыжные курорты, парки развлечений, лечение в германии, учеба в Германии, программа Green Card, программа AU PAIR, молодеждный отдых, экскурсии по городам
Достопримечательности: памятники архитектуры, Берлинский кинофестиваль, Октоберфест, музеи, замок Нойшванштайн, Кельнский собор
Города, курорты, отели: Ахен, Баден-Баден, Бамберг, Берлин, Бремен, Вормс, Гамбург, Ганновер, Дортмунд, Дрезден, Дуйсбург, Дюссельдорф, Карлсруэ, Кёльн, Лейпциг, Мюнстер, Мюнхен, Нюрнберг, Потсдам, Регенсбург, Росток, Трир, Ульм, Фрайбург, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт

ГЕРМАНИЯ - ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ
Германия входит в состав ведущих держав капиталистического мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.

Внешняя торговля.
Стоимость товарного импорта ФРГ составила в 1997 756 млрд. немецких марок (около 416 млрд. долларов), а товарного экспорта – 887 млрд. немецких марок (около 488 млрд. долларов). Западная Германия – вторая после США держава по объему импорта и экспорта. Торговый баланс страны с 1952 остается положительным, причем по объему экспорта товаров ФРГ в 1986 удалось опередить США (в 1989 – Японию). Большая часть экспорта ФРГ в 1997 приходилась на транспортные средства (17,8%), продукцию машиностроения (14,7%), электротехники (13,1%), химии (13,2%), товары широкого потребления (10,6%). В структуре импорта на эти категории товаров приходилось соответственно 10,8%; 5,6%; 11,4%; 9,2% и 14,9%. На сельскохозяйственные и продовольственные товары (в том числе напитки и табачные изделия) приходилось 9,8% импорта, на топливо – около 8%.

Более половины внешней торговли ФРГ приходилось на страны Европейского союза (ЕС), в первую очередь на Францию, Великобританию и Италию в качестве главных торговых партнеров. Среди других европейских стран главными партнерами выступали Нидерланды, за ними шли Бельгия и Австрия. За пределами Европы ключевыми внешнеторговыми партнерами ФРГ были США (7,7% западногерманского импорта и 8,6% – экспорта) и Япония. Торговый оборот со странами Центральной и Восточной Европы составлял около 10%. В 1997 у Германии был активный внешнеторговый баланс со всеми основными торговыми партнерами, за исключением Японии (дефицит 16 млрд. немецких марок).

Успехи Западной Германии после Второй мировой войны в международной торговле во многом были обязаны концентрации ее усилий на производстве т.н. инвестиционных товаров (прежде всего машин и оборудования) высокого качества, в которых остро нуждались другие страны при реализации собственных планов экономического развития. Благоприятная динамика западногерманского экспорта в послевоенный период, за исключением короткого периода экономического спада 1974–1975, имела следствием неизменно положительный платежный баланс и стабильное повышение курса западногерманской марки. Но вслед за объединением Германии, когда восточные немцы стали широко использовать свои денежные средства (в марках ФРГ) для покупки продуктов западногерманской индустрии (не поступавших теперь на экспорт) и импортных товаров, баланс внешней торговли для Германии стал существенно менее благоприятным.

Около двух третей объема внешней торговли ГДР приходилось на оборот со странами с централизованной экономикой (и, соответственно, контролировавшейся государством внешней торговлей), в том числе примерно треть – на оборот с Советским Союзом. Восточная Германия являлась основным поставщиком высокотехнологичных товаров в СССР и страны Восточной Европы. Примерно половину ее экспорта в стоимостном выражении составляли машины, оборудование и транспортные средства, в обмен ГДР получала нефть, газ, каменный уголь, продовольствие и различные промышленные полуфабрикаты, например сталь.

До объединения Германии ГДР извлекала максимум выгоды за счет кредитов и прочих финансовых поступлений из ФРГ, в особенности платежей за наземный транспортный доступ к Западному Берлину. Переход на торговлю в твердой валюте в 1990 привел к тому, что страны Восточного блока оказались неспособными поддерживать на прежнем уровне товарные закупки из ГДР со всеми вытекающими из этого экономическими последствиями для заинтересованных сторон. Восточногерманский экспорт в западные страны, в особенности в ФРГ, ранее часто получал субсидии со стороны правительства ГДР, заинтересованного в получении твердой валюты. С объединением Германии подобная практика также прекратилась. Зато Восточная Германия как часть единого немецкого государства автоматически получила все преимущества, связанные с полноправным членством в ЕЭС.

Национальный доход. По абсолютной величине валового внутреннего продукта (ВВП) ФРГ занимает третье место в мире вслед за США и Японией. В 1996 ВВП составил 3,1 трлн. Марок (2,35 трлн. долларов), а на душу населения приходилось 28 738 долларов.

Трудовые ресурсы. Движущей силой послевоенного западногерманского экономического чуда являлась не только помощь США, но и массовый приток немецких репатриантов и беженцев. Западногерманская экономика получила дополнительные преимущества за счет использования этого контингента работников – трудолюбивых, усердных и дисциплинированных. Большое значение имела также традиция специализированной профессиональной подготовки. В системе социального рыночного хозяйства ФРГ ставки заработной платы работников и продолжительность рабочего времени ежегодно определяются путем переговоров между профсоюзами и союзами предпринимателей и промышленников. Федеральное правительство каждый год пытается оказывать влияние на ход переговоров, в частности с крупнейшим из союзов, «ИГ Металл» (действующим в металлургической и машиностроительной промышленности); обычно они рассматриваются как ключевое звено в переговорах о согласовании ставок заработной платы. В 1997 данный союз насчитывал 2,75 млн. членов.

Спрос на трудовые ресурсы колеблется в зависимости от экономической конъюнктуры и фазы циклического развития. В период экономического подъема, завершившегося нефтяным кризисом 1973, рабочая сила пополнялась за счет переселенцев из ГДР (до сооружения Берлинской стены в 1961) и вербуемых иностранных рабочих, главным образом турок (в 1996 иностранные рабочие составляли 8,5% от использовавшейся в народном хозяйстве ФРГ рабочей силы). Постоянной проблемой 1990-х годов была безработица, которая в январе 1998 достигала рекордного для послевоенной Германии уровня 12,6%. В восточных землях безработица, как правило, в 1,5 раза выше среднегерманского показателя (21,1%).

Минеральные ресурсы. Горнодобывающая промышленность не относится к числу ключевых отраслей германской экономики, но тем не менее играет немаловажную роль в самообеспечении страны сырьем.

Германия – крупнейший в мире производитель калийных солей, добываемых в основном к северу и югу от Гарца. После объединения страны некоторые из восточногерманских соляных шахт были закрыты. Месторождения каменного угля сосредоточены в основном в пределах Рурского, Ахенского и Саарского бассейнов, но там преобладают глубокие шахты, и их эксплуатация требует больших субсидий. Наибольшие преимущества от субсидирования угледобычи получают металлургические концерны, но их прибылям угрожает политика ЕС, нацеленная на обеспечение свободы конкуренции и равенства условий для всех производителей. Долгосрочные контракты, предусматривающие выравнивание стоимости производимого внутри страны и импортного угля, часто предлагаются также производителями электроэнергии.

Особенностью Германии является широкое использование бурого угля и лигнита. Несмотря на низкую теплотворность бурого угля, его использование экономически выгодно. Главные буроугольные бассейны расположены к западу от Кёльна (с карьерами глубиной до 400 м), в районе Галле – Лейпциг и в Нижнем Лаузице, к юго-востоку от Берлина. После объединения Германии около трети восточногерманских карьеров было закрыто (в основном в пределах Галле – Лейпцигского бассейна), так как добыча бурого угля наносила там ущерб окружающей среде. На северо-западе Германии имеются небольшие запасы нефти и природного газа.

Как и во всех индустриальных странах, постоянной и острой проблемой для Германии является водоснабжение. Подземным источникам, особенно вдоль таких рек, как Рейн, угрожает сильное заражение вследствие интенсивной инфильтрации через почву различных загрязнителей. Массив средневысотных гор Центральной Германии обеспечивает водой территории Северогерманской низменности. Водоснабжение Центрального промышленного района Германии осуществляется из области Рудных Гор, из Гарца вода подается на низменности севера страны вплоть до Бремена, а из искусственных водоемов Саара и источников Рейнского массива – в долину Рура и Рурскую конурбацию.

Энергетика.
Потребление энергии в Западной Германии в 1997 составило, в пересчете на угольный эквивалент, примерно 494 млн. т условного топлива, или около 6000 кг на душу населения. В топливно-энергетическом балансе страны доля нефти составляла 40% (причем 97% объема ее потребления импортировалось), доля каменного и бурого угля – 25%, природного газа – 21%, ядерной энергии – 13%. В целом ФРГ была вынуждена обеспечивать за счет импорта около 57,5% своих потребностей в коммерческих источниках энергии. 52% объема собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31% – ядерной энергией, 4% – гидроэнергией, 9% – природным газом и 1% – нефтью. По данным на 1997, достоверные и предполагаемые извлекаемые запасы бурого угля составляли в ФРГ 160 млрд. т, а резервы каменного угля – 35 млрд. т. Это означает, что при условии сохранения текущего объема угледобычи их должно хватить еще на 560 лет. Запасы нефти составляют 410 млн. баррелей. Достоверные запасы урана составляли 4800 т. Правительство Шрёдера после прихода к власти обещало закрыть все 19 атомных электростанций, расположенных на территории страны.

До второй половины 1950-х годов нефтеперерабатывающая промышленность ФРГ размещалась в приморской полосе, главным образом в районе Гамбурга. Однако затем нефтеперерабатывающие заводы были построены ближе к главным рынкам сбыта и стали обслуживаться нефтепроводами, проведенными во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х годов из Роттердама, Вильгельмсхафена, Лаверы (под Марселем), Генуи и Триеста. В Северной Германии ведется добыча собственного природного газа. Однако на 77% потребности страны в газе в 1994 покрывались за счет импорта, преимущественно из норвежского сектора Северного моря, с середины 1970-х годов опередившего Нидерланды в качестве главного региона, поставляющего природный газ в ФРГ. Кроме того, имеется газопровод, протянутый из России через Чехословакию с ответвлением на Берлин.

Каменный уголь, добываемый в Рурском, Ахенском, Саарском и Иббенбюренском бассейнах, используется преимущественно для производства электроэнергии и металлургического кокса. Все современные западногерманские тепловые электростанции оборудованы установками для удаления пыли, диоксида серы и оксида азота. Атомные электростанции производят почти в 2 раза меньше энергии, чем работающие на каменном и буром угле тепловые станции. Как правило, они расположены у крупных рек либо на морском побережье. Построенные в ГДР две атомные электростанции были остановлены сразу после объединения Германии в целях переоборудования реакторов по западногерманским образцам.

Восточная и Западная Германия имели автономные энергетические системы, не связанные друг с другом; замкнутый же «островок» Западного Берлина был вынужден вырабатывать электроэнергию самостоятельно. Отсутствие полноценных связей между двумя энергосистемами создало серьезные трудности после 1990, в частности, не позволяя возмещать электроэнергетический дефицит в восточных землях объединенной Германии поставками электроэнергии с Запада. Западногерманская электроэнергетическая сеть связана с сетями соседних государств, что позволяет импортировать в ФРГ излишки электроэнергии, производимой французскими АЭС, а весной и летом – также и электроэнергию, вырабатываемую работающими с сезонной «пиковой» нагрузкой гидроэлектростанциями альпийских стран. Особенностью немецких городов является преобладание в них централизованного теплоснабжения, нередко использующего и тепло, отработанное промышленными предприятиями, за счет чего удается экономить импортные энергоносители и уменьшить загрязнение окружающей среды.

Рыбное хозяйство. Рыболовство в Германии находится в глубоком кризисе – с одной стороны, как результат исчерпания рыбных ресурсов вследствие чрезмерной интенсификации их эксплуатации, а с другой стороны, расширения т.н. исключительных экономических зон прибрежных государств. Годовой улов в 1996 составил 250 тыс. т, тогда как в ФРГ и ГДР в сумме вылавливалось в 1973–1975 849 тыс. т, а в 1986–1988 – 400 тыс. т. За тот же промежуток времени мировой улов рыбы и других морепродуктов вырос на 46%, а с 1986 по 1996 – на 25,6%.

Небольшой морской глубоководный рыболовный флот ФРГ в основном базируется в портах Бремерхафен, Куксхафен и Гамбург на Северном море и в Заснице на острове Рюген в Балтийском море. Рыболовством же в мелководной прибрежной зоне заняты малые суда, базирующиеся в портах Балтийского и Северного морей. Ловля креветок и мидий имеет большое экономическое значение в зоне маршей и ваттов у побережья Северного моря. Иностранные рыболовы поставляют свою продукцию в порты Германии, в значительной мере удовлетворяя спрос немцев на сельдь.

Лесное хозяйство. Производство круглой древесины в ФРГ достигло 37 млн. кубометров в 1997, снизившись примерно на 10% по сравнению с предыдущим десятилетием. Лесами покрыто менее 30% экономически используемой площади Германии. Сосновые леса преобладают на бедных песчаных почвах Северогерманской низменности. Буковые леса в основном произрастают у подножий и на нижних участках склонов Среднегерманских гор, в более верхних ярусах уступая место елово-пихтовым лесам. Саженная ель в настоящее время является главной породой, произрастающей в немецких лесах; она широко используется в экономике, идет на производство целлюлозы, досок, пиломатериалов. Самые крупные леса находятся в собственности государства. Особенностью Германии является то, что многие леса находятся во владении и ведении местных властей, способных обеспечить рациональное использование ценных рекреационных ресурсов. С конца 1970-х годов германские леса сильно страдают от воздействия кислотных дождей. Наиболее поврежденные лесные массивы располагаются вблизи буроугольных бассейнов Чехии и Центральной Германии.

Сельское хозяйство. Объем сельскохозяйственного производства в ФРГ составил в 1995 1,5% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. В 1996 страна импортировала сельскохозяйственных продуктов примерно на 68 млрд. марок (10,6% от всего импорта), экспорт составил 39,5 млрд. марок (5,4% от всего экспорта).

ФРГ – страна преимущественно мелких семейных ферм. При этом процесс постоянного укрупнения хозяйств уменьшил их число с 1949 более чем в 2 раза. Только в 1996–1997 количество аграрных хозяйств с полезной площадью свыше 1 га уменьшилось на 3% и составило около 494 тыс. В период 1994–1997 доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%. За 1996–1997 средний размер хозяйств увеличился на 0,7% до 23,6 га. Более крупные по размерам хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. Небольшие фермы преобладают в Центральной и Южной Германии. Одновременно произошло резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, с 24% от общей численности самодеятельного населения в 1950 до 2,4% в 1997. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства.

В бывшей ГДР после объединения Германии наблюдалась противоположная тенденция. После Второй мировой войны многие из крупных юнкерских поместий были экспроприированы и стали государственными предприятиями. В период между 1952 и 1960 фактически все мелкие крестьянские хозяйства в ГДР были объединены в крупные кооперативы. К середине 1980-х годов средняя площадь хозяйств, производящих земледельческую продукцию, составляла 4570 га. К концу существования ГДР росло осознание того, что разделение хозяйств на земледельческие кооперативы и развивавшиеся на индустриальной основе животноводческие предприятия вызвало негативные экологические и экономические последствия. Целесообразным стало разукрупнение больших восточногерманских кооперативов на значительно меньшие по размеру индивидуальные или коллективные хозяйства. Если в 1991 земельные участки сельскохозяйственных предприятий имели площадь в среднем 285 га, то к 1997 эта величина уменьшилась до 178,1. Число лиц, постоянно занятых в сельском хозяйстве на территории бывшей ГДР, снизилось на 74% за 4 года, прошедших после объединения.

В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Технологический прогресс существенно изменил традиционный характер немецкого сельского хозяйства. В настоящее время т.н. легкие почвы ценятся больше, ввиду их пригодности к машинной обработке, с использованием искусственных удобрений; например, кукуруза теперь широко возделывается и на Северогерманской низменности, где она вытесняет картофель. Двумя наиболее распространенными формами землепользования в сельском хозяйстве являются выращивание зерновых и выпас скота; оба направления важны в том числе и как источники кормов для животноводства.

В Западной Германии молочное производство длительное время концентрировалось в районах с умеренным климатом, прежде всего на северных прибрежных низменностях, а также в предгорьях Альп. Но к концу 20 в. размещение молочного хозяйства ФРГ стало значительно более равномерным, с повсеместным преобладанием мелких семейных ферм. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство как в Западной, так и в Восточной Германии концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных, в частности почвенных, факторов.

Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи; последние выращивают также в зоне приэльбских маршей ниже Гамбурга и в районе Шпревальда к югу от Берлина. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии, низовьев Эльбы под Гамбургом, района Хафельских озер около Потсдама и окрестностей Галле. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.

По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС. В 1997 сельскохозяйственной и животноводческой продукции было произведено на 64,3 млрд. немецких марок (из них стоимость продукции растениеводства составила 40%, в т.ч. производственного зерна – 11%). Эффективность сельскохозяйственного производства в Германии существенно выше среднего уровня по ЕС. Например, в 1996 урожай (в центнерах/га) ржи составил 52,1, ячменя 54,7, мягкой пшеницы 73,0, твердой пшеницы 58,4, картофеля 389. Соответственная средняя урожайность по ЕС составляла 43,9; 47,0; 66,9; 27,4 и 334. Вместе с тем ФРГ отстает по средней урожайности кукурузы и сахарной свеклы. Сельское хозяйство ФРГ высокомеханизированное (в 1996 использовалось 1 216 тыс. тракторов при том, что число занятых в сельском хозяйстве составляло 930 тыс. человек).

Обрабатывающая промышленность.
ФРГ является третьей индустриальной державой мира, по объему промышленного производства, уступая лишь США и Японии. Доля обрабатывающей промышленности в структуре валового национального продукта (ВНП) ФРГ в 1995 составляла 34,5%, а ее удельный вес в общей структуре занятости в экономике – 37%. Как и в других экономически высокоразвитых странах, в ФРГ число занятых в промышленном секторе ее хозяйства, достигнув пика в послевоенный период, затем неуклонно сокращалось, и в настоящее время в нем трудится меньше работников, чем в т.н. третичном секторе (финансы, администрация и менеджмент, услуги – 60% занятых). Однако деиндустриализация протекала здесь не так быстро, как в других странах Европейского сообщества, поскольку западногерманская промышленность смогла использовать к своей выгоде готовность банков финансировать долгосрочные инвестиции, а также гарантии федерального правительства в отношении финансовой поддержки некоторых видов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Германия занимает пятое место в мире по производству стали, несмотря на то что после достигнутого в 1973 максимального объема производства многие металлургические заводы были закрыты. Главный район концентрации черной металлургии – запад Рурского каменноугольного бассейна, куда импортируемая железная руда может поступать вверх по Рейну из Роттердама. Менее крупные металлургические центры с весьма неопределенными перспективами развития расположены в Сааре и в Нижней Саксонии (Зальцгиттер). Производство высококачественных легированных сталей сосредоточено в Крефельде и других центрах на периферии Рурского района. Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Одной из опор западногерманской экономики было и остается чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре (эти производства в настоящее время испытывают большие трудности в связи с падением спроса на их продукцию на международных рынках). Производство легковых и грузовых автомобилей концентрируется в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар, причем во многих случаях в каждой из земель доминирует один из автоконцернов. После объединения страны прекратилось производство дешевых и практичных, но сильно загрязняющих окружающую среду восточногерманских автомобилей. Западногерманские производители, такие, как «Фольксваген», «Опель» и «Даймлер-Бенц» быстро наладили выпуск своих автомобилей на территории Восточной Германии. Судостроение, некогда очень мощная отрасль промышленности, почти исчезло на западе, а после объединения и на востоке Германии. Главный центр аэрокосмической промышленности – Мюнхен; важное значение в этом плане имеет также Бремен.

В конце 19 в. Германия стала мировым лидером в химической промышленности. Большинство крупнейших западногерманских предприятий химической промышленности расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен, Хехст (в окрестностях Франкфурта-на-Майне) и Леверкузен, а также ряд других прирейнских городов земли Северный Рейн-Вестфалия. Крупные заводы имеются в Рурской области.

С конца 19 в. Германия стала лидером в электротехнической промышленности. Главным ее центром был Берлин, в котором обосновались получившие международное признание концерны – «Сименс», АЭГ, «Телефункен» и «Осрам», но после Второй мировой войны большая часть их производственных мощностей переместилась в Мюнхен, в район Нюрнберг – Эрланген, Штутгарт и другие центры южной Германии. ФРГ относится к числу крупнейших экспортеров электротехнического и электронного оборудования.

Германия располагает высокоразвитым приборостроением; особенно это касается оптики и точной механики. Ведущие текстильные центры ФРГ расположены в земле Северный Рейн-Вестфалия (на ее периферии, примыкающей к Рурской области), а также в земле Баден-Вюртемберг и вокруг Аугсбурга. Текстильная и швейная индустрия Восточной Германии, как и ее пищевая промышленность, вслед за объединением страны вступили в полосу тяжелейшего кризиса.

Транспорт. Послевоенный раздел страны вызвал необходимость кардинальной перестройки всей транспортной системы Западной Германии. Транспортные пути, протянувшиеся в южном направлении от Роттердама и северных портов ФРГ, приобрели первостепенное значение, в то время как ранее очень важное направление с запада на Берлин и далее на восток утратило свою прежнюю роль, восстановив ее только начиная с 1990.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами, в первую очередь сообщение Северной и Северо-Западной Европы с Австрией и Швейцарией и далее, через альпийские туннели и перевалы, с Италией. За расколом Германии последовал раздел систем железнодорожного транспорта. В Западной Германии «Дойче Бундесбан» (Федеральная система железнодорожных путей сообщений) осуществила их реконструкцию. В 1990, перед объединением, железнодорожная сеть ФРГ составляла 30 тыс. км рельсовых путей, из которых 12 тыс. км были электрифицированы; на остальных дорогах использовались тепловозы. В ГДР протяженность железных дорог составляла около 14,5 тыс. км (электрофицированных – 4 тыс. км). В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла в 1996 42 тыс. км.

Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и прекрасным техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок курсирующие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Учитывая перегруженность Рейнской долины транспортной инфраструктурой и неадекватность сети железных дорог меридионального направления в Гессене растущим потребностям транспортных перевозок, в 1980-е годы эта сеть была расширена за счет первоклассной и чрезвычайно дорогой высокоскоростной магистрали Ганновер – Вюрцбург. Она проложена над встречающимися речными долинами и через туннели прорезает холмы и низковысотные горы, рассчитана на скорость поездов свыше 257 км/ч. Аналогичная магистраль соединила также Мангейм и Штутгарт. Предполагалось, что эти высокоскоростные линии могут быть соединены с французскими высокоскоростными железными дорогами.

В большинстве крупных западногерманских городов получили развитие новые элементы транспортной инфраструктуры, связавшие в единую сеть наземное городское и пригородное железнодорожное сообщение, метрополитен, трамвайные и автобусные линии. В Берлине после объединения Германии были проведены большие работы по воссозданию единой системы городского транспорта из двух автономных городских транспортных сетей, сложившихся вслед за сооружением в 1961 Берлинской стены.

Реконструкция сети железных дорого Восточной Германии шла медленно и проводилась преимущественно на ключевых магистралях, связывавших индустриальный юг страны через Берлин с новым балтийским портом Росток, и на железных дорогах, соединявших ГДР с соседними странами Советского блока. Вскоре в Восточной Германии началась реконструкция высокоскоростной магистрали Ганновер – Стендаль – Берлин. После объединения по главным железным дорогам Восточной Германии пошли экспрессы «Интерсити».

Несмотря на усилия правительства повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они осуществляются главным образом по автодорогам (за исключением транспортировки тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях.

К 1998 протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Протяженность других категорий автодорог возросла не столь значительно, но их качество при этом существенно улучшилось. В последние годы автодорожное строительство наталкивается на стойкое сопротивление со стороны экологистов. Но расширение сети автодорог происходило медленнее, чем рост транспортного движения, в связи с чем острой проблемой стали частые заторы на дорогах, особенно в промышленных зонах или же, по воскресным дням, на подходах к альпийским туннелям и перевалам. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). Большие буксиры-толкачи, способные передвигать от четырех до шести барж, вытесняют стандартные крупнотоннажные (1350 т) самоходные баржи. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению. Речные бассейны Рейна и Дуная были связаны друг с другом после сооружения канала от Майна. Каналы, проложенные через Рурскую область, соединяют ее с северогерманскими портами Эмден, Бремен и Гамбург. На территории бывшей ГДР интенсивно эксплуатируются каналы вокруг Берлина, однако две главные реки, Эльба и Одер, имеют в летний период очень низкий уровень воды, что затрудняет их использование.

Западногерманские североморские порты географически расположены не слишком выгодно, поскольку их значительная удаленность от моря и мелководье эстуариев затрудняют доступ морских судов, особенно современных крупнотоннажных, перевозящих навалочные грузы. Кроме того, они находятся далеко от основных промышленных районов страны на Рейне и на юго-западе Германии. Крупнейший морской порт страны Гамбург традиционно специализируется на операциях с навалочными грузами, хотя в последнее время в его обороте растет доля операций с контейнерными грузами и других более современных форм грузовых перевозок.

Оживленная торговля ведется с портами Северной Европы. Структура грузооборота Бременского порта традиционно более разнообразна. Его быстрое развитие в послевоенный период отчасти объяснялось тем, что он использовался как главная база снабжения вооруженных сил США в Германии. Однако крупнейший Рейнско-Рурский промышленный район более удален от северогерманских портов, чем от Роттердама и других портов в устье Рейна и Мааса, на которые приходится большая доля внешнеторгового оборота ФРГ, чем на все порты Германии вместе взятые. Паромные линии соединяют балтийские порты Путтгарден (под Любеком) и Варнемюнде (Росток) с крупнейшим датским островом Зеландия, а порт Засниц на Рюгене – с южной Швецией.

Главный западногерманский аэропорт, крупнейший во всей континентальной Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Все городские агломерации с населением более 1 млн. человек имеют собственные аэропорты с регулярным авиационным сообщением. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». Помимо воздушных, она осуществляет железнодорожные перевозки между Кёльном, Дюссельдорфом и Франкфуртом (где железнодорожный вокзал в настоящее время располагается непосредственно под аэропортом); тем самым достигается разгрузка воздушного пространства страны за счет сокращения перелетов на местных линиях.

Особый характер до объединения Германии имело воздушное сообщение с Берлином. Доступ на изолированный «остров» Западного Берлина допускался только для авиалиний западных союзных держав – Великобритании, Франции и США. Западноберлинский аэропорт располагался в районе Тегель. Для Восточного Берлина был построен собственный аэропорт в Шёнефельде, к югу от города, обслуживавший в основном международные авиаперевозки между странами советского блока. Внутреннее воздушное сообщение в ГДР было прекращено в 1980, поскольку правительство страны полагало, что в целях экономии энергии выгоднее перевозить людей к единственному аэропорту Шёнефельде и от него по железной дороге.

Валюта и банковская система.
Национальная валюта ФРГ – евро.

Центральный банк страны носит название «Дойче Бундесбанк» (Немецкий федеральный банк). Его правление располагается во Франкфурте-на-Майне; на уровне субъектов федерации его представляют центральные банки федеральных земель. Бундесбанк был учрежден в качестве независимого органа, получившего право проводить, когда это необходимо, последовательную антиинфляционную денежно-кредитную политику. Его строгий контроль за развитием кредитной сферы и курсом марки позволил Западной Германии стать мощной финансовой державой Европы. В процессе объединения Германии Бундесбанк присоединил Государственный банк ГДР и обеспечил валютно-финансовую интеграцию двух стран. 1 января 1999 Германия стала частью Европейского валютного союза, причем Бундесбанк вошел в подчинение к Европейскому центральному банку, штаб-квартира которого также располагается во Франкфурте-на-Майне.

Тремя крупнейшими коммерческими банками Германии являются имеющие свои правления во Франкфурте-на-Майне «Дойче Банк» и «Дрезднер Банк», а также «Коммерцбанк» с правлением в Дюссельдорфе. С объединением страны коммерческие банки вновь распространили свою деятельность на территорию Восточной Германии, в одних случаях беря под свой контроль банки бывшей ГДР, в других случаях открываясь и регистрируясь в качестве самостоятельных банков. В Германии имеются и многочисленные другие банки и финансовые институты – государственные, кооперативные и частные. Повсеместно расположены сберегательные кассы, имеющие особенно большое значение при осуществлении финансовых операций, связанных с рынком жилья и жилым фондом, платежах за проживание и коммунальные услуги. Частные лица при небольших платежах по чекам широко пользуются и жирорасчетами в «Постбанке» (филиалы которого находятся в почтовых отделениях).

Государственные финансы. В 1997 государственные расходы в ФРГ составили, по оценке, 1874 млрд. марок. Более 40% государственных расходов приходилось на социальные выплаты. Государственные доходы составляли, по оценке, 1785 млрд. марок (ок. 46% ВВП страны). 45% доходов поступало за счет прямых и косвенных налогов, примерно столько же – из отчислений на социальное обеспечение. Около 60% налоговых поступлений имели своим источником всего два вида налогов – подоходный налог и налог на добавленную стоимость. Государственное распределение налоговой выручки обеспечивается путем периодических переговоров между федеральными, земельными и местными властями. Примерно половина налогов поступает в земельные и местные бюджеты, менее половины – федеральному правительству, остальное передается на нужды ЕС. Затем происходит перераспределение собранных налогов в виде трансфертов из более богатых земель ФРГ в более бедные. Объединение страны привело к очень большим финансовым трансфертам, и уже спустя год федеральному правительству пришлось за свой счет покрывать половину налоговых поступлений восточных земель. После объединения Германии в новых землях была принята западногерманская налоговая система.

Предвыборные обещания канцлера Гельмута Коля, что федеральный бюджет сможет покрыть расходы на присоединение восточных земель за счет незначительного прироста государственных займов, оказались полностью несостоятельными. Расходы на перестройку структуры промышленности, на жилищное строительство и реконструкцию жилого фонда, развитие инфраструктуры, административные нужды, а также связанные с выплатами пособий по безработице оказались весьма высокими и потребовали принятия чрезвычайного бюджета.

Литература: "Энциклопедия Кругосвет"

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...