ВЕНГРИЯ | |
ВЕНГРИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
Об Венгрии: общая информация,
карта, история,
география, климат, флора и фауна,
государство и политика, экономика,
население, языки,
образование, культура и искусство,
религия Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги и банки, транспорт, почта и связь, медицина, безопасность, события, фестивали, время работы заведений, кухня, магазины и шоппинг Виды отдыха: оздоровление, термальные источники, пляжи, отдых на Балатоне, горные лыжи, экскурсии Достопримечательности: памятники архитектуры, природа и озера, музеи и выставки, парад-карнавал в Будапеште Города, курорты, отели: Будапешт, район озера Балатон, Вышеград, Балатонфюред, Балатондерек, Дебрецен, Кестхей, Мишкольц, Печ, Хайдусобосло, Хевиз, Эгер Купить авиабилеты онлайн: Киев-Будапешт, Москва-Будапешт, Санкт-Петербург-Будапешт Забронировать отель онлайн: отели Будапешта |
ВЕНГРИЯ - ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА В ВЕНГРИИ |
Переход к демократической системе. До 1989, когда в Венгерскую конституцию были внесены основные поправки, функции национального правительства определялись конституцией, принятой в 1949 и исправленной в 1972. Выборы в парламент, высший законодательный орган страны, проводились по законодательным округам, где некоммунисты могли выставлять свои кандидатуры от «общественных» и «экономических» групп. Хотя и существовал закон, гарантировавший выбор многих кандидатов, подавляющее большинство избиравшихся кандидатов представляли коммунистическую партию.
Однопалатный парламент избирал президентский совет в составе 20 членов, который в свою очередь избирал председателя совета – законного главу государства. Исполнительная власть возлагалась на совет министров, также избиравшийся парламентом. Глава совета, премьер-министр, был главным лицом исполнительной ветви власти. Президентский совет вносил рекомендации о назначении на посты министров, и затем их кандидатуры ставились на голосование в парламенте. Основные поправки, принятые 23 октября 1989, изменили официальное название страны с «Народной Республики» на «Республику» Венгрия, гарантировали многопартийную систему и ввели вместо президентского совета пост президента страны. 386 членов парламента избираются каждые четыре года. В середине 1990 после более чем четырех десятилетий диктатуры были проведены свободные выборы. Политическая система современной Венгрии. С внесением изменений в конституцию в 1989 и в августе 1990 Венгрия стала парламентской республикой. Согласно конституции, Венгерская Республика – суверенное и демократическое правовое государство, вся власть принадлежит народу, осуществляющему суверенитет непосредственно или через избираемых представителей. Отношения между тремя институтами управления – парламентом, главой государства и главой правительства – строятся на основе демократических принципов контроля и равновесия. Однопалатный парламент – Государственное собрание – избирается по смешанной системе. 176 депутатов выбираются по одномандатным округам, 152 – по многомандатным округам на основе пропорционального представительства, 58 – на основе общего пропорционального представительства в масштабах страны. Избирательным правом пользуются граждане, начиная с 18-летнего возраста. Собрание избирает президента, премьер-министра, членов Конституционного суда, спикера национальных и этнических меньшинств, председателя Верховного суда и генерального прокурора. Важнейшие законы должны приниматься большинством в две трети, что обеспечивает права в законотворчестве и представителям оппозиции. Для внесения изменений в конституцию необходимо две трети голосов. Парламент осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти с помощью депутатских запросов и интерпелляций, а также работы парламентских комиссий. Собрание имеет председателя, трех его заместителей и восемь секретарей. Сессии проводятся обычно с 1 февраля по 15 июня и с 1 сентября по 15 декабря. Заседания открытые и транслируются по телевидению. Глава государства – президент Республики. Избирается парламентом сроком на пять лет и может быть переизбран на второй срок. С 4 августа 2000 этот пост занимает беспартийный Ференц Мадл, бывший министр по делам культов, который в 1995 уже выдвигал свою кандидатуру в президенты, но проиграл выборы. Родился в 1931, изучал юриспруденцию в университетах Будапешта и Страсбурга, работал референтом суда, Академии Наук, был профессором Будапештского университета. В 1990–1993 министр без портфеля, в 1993–1994 министр культуры. Орган исполнительной власти – правительство – формирует премьер-министр, избираемый Государственным собранием. В административном отношении Венгрия подразделяется на 19 комитатов и столицу. Местное управление. Местное управление в Венгрии основано на деятельности местных, районных и окружных советов. В годы коммунистического правления советы в территориальных ячейках, как и общенациональный законодательный орган, избирались на пять лет. После краха коммунизма срок полномочий членов совета был сокращен до четырех лет, и члены совета стали избираться на свободных выборах. Во многих местностях был вновь введен пост мэра. Политические партии. До 1989 почти вся политическая жизнь находилась под контролем партии коммунистов, Венгерской Социалистической рабочей партии. Число членов коммунистической партии возросло со 100 000 в 1957 до 817 000 человек в 1989, что составляло около 10,3% взрослого населения Венгрии. Базовыми организациями партии являлись «ячейки» или местные органы. Наиболее важным органом партии был ее центральный комитет, собиравшийся по крайней мере один раз в год на полное или пленарное заседание. Состав этого комитета избирался на общепартийном съезде, проходившем один раз в пять лет, в том же году, когда проводились выборы в новый состав парламента. Партия тщательно контролировалась секретариатом, центральным исполнительным органом коммунистической власти. Под жестким надзором генерального секретаря (до 1985 – «первого секретаря») секретари наблюдали за работой 115 000 функционеров, так же как и за работой исполнительной ветви власти. Партию поддерживали такие организации, как Венгерский союз коммунистической молодежи (ВКСМ), пионерская организация, Отечественный народный фронт и профсоюзы. ВКСМ, объединявшая молодых людей в возрасте от 14 до 26 лет, в середине 1980-х годов насчитывала примерно 875 000. Около 95% всех учащихся в возрасте от 10 до 14 лет были пионерами, дети в возрасте от 6 до 10 лет входили в организацию «Юные барабанщики». Коммунистическая партия была единственной законной политической партией до 1989, когда по новым законам было разрешено создание других партий. Тогда возродились довоенные Партия мелких сельских хозяев и Социал-демократическая партия. Союз свободных демократов (ССД) и Федерация молодых демократов придерживались либеральных взглядов, а Венгерский демократический форум (ВДФ), Независимая партия мелких хозяев (НПМХ) и Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) разделяла националистические и право-центристские позиции. Коммунистическая партия распалась – большая часть ее членов покинула партию, а большинство оставшихся сформировало Венгерскую Социалистическую партию (ВСП); незначительное меньшинство образовало Венгерскую рабочую партию. Венгерская Социалистическая партия (ВСП) – образована 6 октября 1989 в результате роспуска Венгерской социалистической рабочей партии на ее последнем XII съезде. ВСП заявила, что является не преемницей прежней ВСРП, а «демократической левой партией, адаптированной к условиям новой социально-экономической ситуации, и политической организацией, выступающей за принципы демократического социализма». В ней объединились приверженцы различных идеологических течений: социал-демократы, левые национал-популисты, социал-либералы, христианские социалисты и другие. В конце 1990-х годов в ВСП насчитывалось около 36 тысяч членов, по всей стране действовало около 2 тысяч партийных организаций. ВСП входит в Социалистический Интернационал. На первых многопартийных парламентских выборах ВСП потерпела тяжелое поражение, набрав лишь 11% голосов. Но уже в 1994 с 33% голосами избирателей она вернулась к власти. Сформировав коалицию с либеральным Союзом свободных демократов, ВСП, несмотря на свою социал-демократическую идеологию, проводила либерально-рыночную политику и осуществляла сокращение социальных расходов. Она удерживала власть до выборов 1998, когда уступила первое место блоку Союза молодых демократов и Венгерской гражданской партии. В апреле 2002 ВСП вновь выиграла выборы в парламент, собрав 42,1% голосов и завоевав 178 из 386 мест. Правительство возглавил лидер ВСП Петер Медьеши. Союз свободных демократов (ССД) основан в ноябре 1988 представителями будапештской интеллигенции, которые раннее принимали участие в оппозиционном движении 1970-х. Среди них были бывшие марксисты и коммунисты-реформаторы, познакомившиеся с ценностями и традициями венгерского и европейского либерализма. Наряду с этими идеями, в ССД первоначально были распространены социал-демократические и демократическо-популистские взгляды, однако они вскоре отошли на задний план, и партия выступила за проведение быстрой приватизации и рыночную «шоковую терапию» в экономике. На выборах 1990 ССД получил более 21% голосов и стал ведущей оппозиционной партией. Набрав через 4 года 20% голосов, союз был в 1994 – 1998 партнером ВСП по правительственной коалиции, что привело его к тяжелому поражению на выборах 1998. В 2002 ССД поддержали 5,5% избирателей и он вновь вошел в правительственную коалицию во главе с ВСП. Союз молодых демократов (СМД) создала в марте 1988 группа молодых юристов. Первоначально это было независимое молодежное политическое объединение, занимавшее радикально-либеральные и антикоммунистические позиции и активно участвовавшее в антиправительственных демонстрациях 1988–1989. В программном отношении СМД добивался создания рациональной экономики, состоящей из частного, самоуправляющегося и государственного секторов, многопартийной системы и общества, основанного на равенстве шансов. В 1990 СМД получил 9% голосов, в 1994 – 7,5%. В 1998, вступив в блок с небольшой Венгерской гражданской партией (ВГП), СМД выиграл парламентские выборы: их блок завоевал 148 из 386 мест. Лидер союза Виктор Орбан сформировал правительство, включив в него также представителей Независимой партии мелких хозяев и Венгерского демократического форума. В 2002 СМД – ВГП выступили в блоке с ВДФ, но потерпели поражение (41,1% голосов м 164 места в Государственном собрании). Венгерский демократический форум (ВДФ) создан в сентябре 1987 как оппозиционное движение на встрече 150 представителей интеллигенции в Лакителеке под Будапештом. В учредительном заявлении предусматривалось, что будущая партия станет центристским объединением «прогрессивных сил», которое будет решать проблемы Венгрии в духе демократии и открытости. Ведущую роль в возникновении ВДФ играла не либеральная, а «национальная популистская» традиция в политической жизни Венгрии. В конечном счете, партия провозглашает опору на христианско-гуманистические, национально-прогрессивные и либеральные идеи. В партии существует и социал-либеральное крыло. На выборах 1990 в Венгрии ВДФ выступил как партия «спокойных перемен». Он обещал сохранить покупательную способность масс, проводить открытую внешнюю политику, развивать сотрудничество со странами Европейского Сообщества, бороться с инфляцией. В вопросах приватизации партия занимала осторожную позицию. В противовес быстрой и «спонтанной» приватизации, ВДФ отстаивал «контролируемую». Эта программа получила широкую поддержку населения. ВДФ набрал около 25% голосов. Лидер партии Йожеф Анталл сформировал коалиционное правительство с участием Партии мелких хозяев (вышла из коалиции в 1992) и Христианско-демократической народной партии. В 1993–1994 правительство возглавлял новый лидер ВДФ Петер Борошш. Выборы 1994 принесли ВДФ крупное поражение: 11% голосов. В 1998 форум, имевший теперь христианско-демократическую ориентацию, откатился на пятое место в партийно-политической системе страны и принял участие в коалиционном правительстве во главе с СМД. С ним же ВДФ блокировался на выборах 2002 и, как младший партнер СМД, завоевал 24 места в парламенте. Независимая партия мелких хозяев, сельскохозяйственных рабочих и граждан (НПМХ, известна также как Партия мелких сельских хозяев, ПМСХ) – одна из старейших венгерских политических партий, оформилась в 1929. В 1945 партия выиграла всеобщие выборы, собрав около двух третей голосов избирателей. До 1948 ПМСХ возглавляла правительство Венгрии, но затем была ликвидирована сталинистским режимом. Возобновила деятельность в конце 1988. Выступила за создание демократического правового государства – национально независимой Венгрии на основе закона, гуманизма, мира и свободы, национального достоинства, равенства шансов и социальной обеспеченности. НПМХ сильнее, чем другие партии, подчеркивала патриотическую тональность своих заявлений и делала упор на защиту интересов работников сельского хозяйства, ремесленников, мелких торговцев, кооперативов и частных предпринимателей в сельском хозяйстве и промышленности. В вопросе приватизации партии выступала за возвращение к «состоянию на 1947». На всеобщих выборах в Венгрии в 1990 НПМХ получила около 12% голосов и вошла в коалицию с победителем – ВДФ. Однако уже в 1992 она покинула коалиционное правительство и перешла в оппозицию. В 1994 НПМХ поддержали 9% избирателей. В 1998, возглавленная популистом Иштваном Торгяном, она смогла выйти на третье место с 48 мандатами и вступила в правительственный союз с СМД. Но выборы 2002 привели к полному разгрому партии. Она смогла набрать лишь 0,8% голосов и более не представлена в Государственном собрании. Помимо основных партий, в стране действует ряд более мелких политических объединений: Венгерская партия справедливости и жизни (крайне правая, выступает с популистских позиций против иностранного «засилья» в Венгрии, на выборах 2002 получила 4,4% голосов), Партия центра (центристская, 3,9% на выборах 2002), Венгерская рабочая партия (коммунистическая, считает себя преемником Венгерской социалистической рабочей партии, 2,8% голосов в 2002), Социал-демократическая партия (основана в январе 1989 и считает себя наследницей исторической Социал-демократической партии Венгрии, существовавшей в 1891–1948) и другие. Судебная система. Судебная система Венгрии построена по иерархическому принципу: местные суды подчиняются районным и окружным судам, которые действуют как апелляционные суды, вплоть до Верховного суда. Приговоры по уголовным делам выносятся советами из трех членов на местном уровне и советами Верховного суда из пяти членов. В Венгрии нет суда присяжных. Члены Верховного суда выбираются национальным парламентом; другие судьи – местными законодательными органами власти. В коммунистический период у судей были два «рабочих-советника», которые представляли «волю рабочего класса». Голоса, подававшиеся этими советниками при вынесении приговора, приравнивались к голосу судьи. Персонал прокуратуры работал как в качестве прокуроров-обвинителей, так и защитников социалистической законности. После краха коммунизма была введена судебная система западного типа (использующая элементы французской и немецкой модели). Внешняя политика. Венгрия была членом Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а в политическом, военном и экономическом отношении была тесно связана с Советским Союзом. В 1955 Венгрия стала членом ООН, в 1973 присоединилась к Генеральному соглашению по таможенным тарифам и торговле, а в 1982 установила отношения с банком и Международным валютным фондом. В апреле 1994 Венгрия обратилась с просьбой о включении в Европейский Союз (ЕС) и вошла в пятерку бывших коммунистических стран, составивших «первый призыв» стран, стремившихся стать членами ЕС. Она является также членом программы НАТО Партнерство во имя мира, членом Совета Европы и Центральноевропейской ассоциации свободной торговли. В июле 1997 страны НАТО пригласили Венгрию (наряду с Польшей и Чешской Республикой) стать в 1999 полным членом Североатлантического альянса. Венгерское правительство сразу же приняло приглашение и в ноябре 1997 провело всенародный референдум по этому вопросу. Более 85% принявших в нем участие проголосовали за вступление Венгрии в НАТО. Вооруженные силы. Венгерские силы национальной обороны после резкого сокращения в 1990-х насчитывали в 1998 всего 43 300 военнослужащих. Венгрия планирует отказаться от практики призыва на длительный срок, но в 1998 около 27 500 военнообязанных все же находились в рядах армии. В 1998 сухопутные силы насчитывали 23 400 солдат (из них было призвано 17 800), военно-воздушные силы – около 11 500 (включая 5 400 призывников). Венгрия принимает активное участие в миротворческих миссиях ООН, в том числе в Хорватии/Боснии и Герцеговине, на Синайском полуострове, Кипре, в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Грузии, на границе Ирака и Кувейта, в Мозамбике, Анголе, Либерии и Руанде. Последние оставшиеся в Венгрии советские войска покинули страну в конце июня 1991 – незадолго до этого была официально распущена Организация Варшавского Договора. Готовясь стать членом НАТО, Венгрия в середине и конце 1990-х стремилась обеспечить перевод на западные образцы военно-воздушные силы, бронетанковые и вспомогательные части, однако из-за финансовых трудностей поставка новых вооружений происходила крайне медленно. В итоге значительное большинство вооружений в Венгрии к концу 1990-х все еще было советского производства. Законодательным решением конца 1989 было распущено мощное 60-тысячное полувоенное объединение коммунистической партии – т.н. рабочая милиция. С этого времени общественный порядок в Венгрии поддерживается силами 2100 полицейских и 12 000 военнослужащих пограничных войск, подчиняющихся министерству внутренних дел. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |