НОРВЕГИЯ
НОРВЕГИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
Об Норвегии: общая информация, карта, история, география и природа, климат, политика, экономика, население, норвежский язык
Справочник туриста: полезные телефоны, авиаперелет, авиабилеты, виза, посольства, таможня, деньги и цены, транспорт, коммуникации и связь, события, магазины, шоппинг
Виды отдыха: активный отдых, экскурсии
Достопримечательности: чудеса природы, фьорды, памятники архитектуры
Города, курорты, отели: Осло, Берген, Тронхейм

НОРВЕГИЯ - ЭКОНОМИКА НОРВЕГИИ
В 19 в. большинство норвежцев было занято в сельском и лесном хозяйстве и рыболовстве. В 20 в. на смену сельскому хозяйству появились новые отрасли промышленности, основанные на использовании дешевой гидроэнергии и сырья, поступающего с ферм и из лесов и добываемого в морях и на рудниках. Торговый флот сыграл решающую роль в росте благосостояния страны. Начиная с 1970-х годов быстрыми темпами развивалась добыча нефти и газа на шельфе Северного моря, что вывело Норвегию в крупнейшего поставщика этих продуктов на западноевропейский рынок и на второе место в мире по поставкам на мировой рынок.

ВНП на душу населения в настоящее время самый высокий в Скандинавии и занимает 4-е место в мире (34 310 долл. на душу населения, 1998 г.). В значительной степени благосостояние зависит от нефте- и газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. С середины 1990-х гг. Норвегия стала вторым в мире, после Саудовской Аравии, экспортёром нефти. Около половины экспортных и 1/10 часть правительственных доходов приносит торговля нефтью и газом. Более четверти всех норвежских инвестиций приходится на строительство буровых платформ в Северном море, к западу от Бергена, где расположено одно из самых крупных месторождений природного газа. Норвежцами построена самая большая в мире буровая платформа, водоизмещением в 1 млн. т и высотой 465 м.

Норвегия располагает большим гидроэнергетическим потенциалом (по производству электроэнергии на душу населения страна занимает первое место в мире), леса, месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, мрамора, гранита.

Треть произведённой в Норвегии электроэнергии потребляется металлургической промышленностью. Норвегия — самый крупный в Европе производитель алюминия и магния. Самое крупное в Европе месторождение титановой руды расположено на юго-западе Норвегии.

Машиностроение специализируется на производстве оборудования для нефте- и газодобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Платформы поставляются и в другие страны. Другая важная отрасль машиностроения — судостроение. Основная часть промышленного потенциала Норвегии сосредоточена на юге страны (4/5 пром. продукции); около 9/10 промышленных предприятий страны сосредоточено в портовых городах.

В Норвегии обрабатывается не более 3 % всей земли, а всего занято в сельском хозяйстве 6 % населения. Число фермерских хозяйств достигает 200 000, причём большинство их имеет небольшие размеры: около половины всех хозяйств имеют наделы не более 10 гектаров и только 1 % фермеров владеют более чем 50 гектарами земли. Ведущая отрасль — интенсивное животноводство мясомолочного направления. Развито овцеводство. Сельскохозяйственными продуктами собственного производства Норвегия обеспечивает себя на 40 %. Зерновые культуры Норвегия вынуждена импортировать. Леса покрывают 27 % площади страны. И лесоводство составляет небольшую, но очень важную для местных фермеров отрасль промышленности.

Рыбообрабатывающая промышленность для Норвегии почти так же важна, как и добыча нефти и газа. Основные центры переработки рыбы — Ставангер, Берген, Олесунн, Тронхейм. Значительная часть российских рыболовов отдаёт свой улов на переработку в Норвегию. Россия является и одним из крупнейших потребителей готовой рыбной продукции.

Транспорт и связь. Несмотря на горный рельеф, в Норвегии хорошо развито внутреннее сообщение. Государству принадлежат железные дороги протяженностью ок. 4 тыс. км, из них свыше половины электрифицированы. Тем не менее большая часть населения предпочитает ездить на автомобилях. В 1995 общая протяженность автомобильных дорог превышала 90,3 тыс. км, но лишь 74% из них имели твердое покрытие. Помимо железных и автомобильных дорог функционировали паромное сообщение и каботажное судоходство. В 1946 Норвегия, Швеция и Дания основали авиакомпанию «Скандинавиан эрлайнс систем» (САС). В Норвегии развито местное авиасообщение: по внутренним пассажирским перевозкам она занимает одно из первых мест в мире. Протяженность железных дорог в 2004 – 4077 км, из них 2518 км электрифицированы. Общая протяженность автомобильных дорог – 91,85 тыс. км, из них 71,19 км с твердым покрытием (2002). Торговый флот в 2005 насчитывал 740 судов водоизмещением св. 1 тыс. т. каждое. В стране 101 аэропорт (в т.ч. 67 взлетно-посадочные полосы имеют твердое покрытие) – 2005.

Внешняя торговля. В 1997 ведущими торговыми партнерами Норвегии как по экспорту, так и по импорту были ФРГ, Швеция и Великобритания, за ними следовали Дания, Нидерланды и США. Преобладающие статьи экспорта по стоимости – нефть и газ (55%) и готовые изделия (36%). Экспортируется продукция нефтеперерабатывающей и нефтехимической, лесообрабатывающей, электрохимической и электрометаллургической промышленности, продовольствие. Основные статьи импорта – готовые изделия (81,6%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (9,1%). Страна ввозит некоторые виды минерального топлива, бокситы, железную, марганцевую и хромовую руду, автомобили. В условиях роста добычи и экспорта нефти в конце 1970-х годов – начале 1980-х годов Норвегия имела весьма благоприятный баланс внешней торговли. Затем резко упали мировые цены на нефть, экспорт ее сократился, и в течении нескольких лет торговый баланс Норвегии сводился с дефицитом. Однако к середине 1990-х годов баланс снова стал положительным. В 1996 стоимость экспорта Норвегии составляла 46 млрд. долл., а стоимость импорта – всего 33 млрд. долл. Активное сальдо торгового баланса дополняется крупными поступлениями от норвежского торгового флота общим водоизмещением 21 млн. брутто-регистровых тонн, который по новому Международному судовому регистру получил существенные привилегии, позволяющие ему конкурировать с другими судами, плавающими под иностранными флагами.

В 2005 объем экспорта оценивался в 111,2 млрд. долл. США, объем импорта – в 58,12 млрд. Ведущие партнеры по экспорту: Великобритания (22%), Германия (13%), Нидерланды (10%), Франция (10%), США (8%) и Швеция (7%), по импорту – Швеция (16%), Германия (14%), Дания (7%), Великобритания (7%), Китай (5%), США (5%) и Нидерланды (4%).

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...