ПОЛЬША
ПОЛЬША - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА
О Польше: общая информация, карта, история, география, климат, погода, флора и фауна, политика, экономика, население, польский язык
Справочник туриста: полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, транспорт, коммуникации и связь, события, праздники, магазины и шоппинг
Виды отдыха: горные лыжи, экскурсии, отдых в Закопане
Достопримечательности: памятники природы и архитектуры, музеи
Города, курорты, отели: Варшава, Вроцлав, Гданьск, Закопане, Краков, Лодзь, Люблин, Познань

ПОЛЬША - ПОЛИТИКА, ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЛЬШИ
Государственные органы власти. По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти в Польше. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом. После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат – высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система. Парламент. До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты – cейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления.

С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 – 870 кандидатов.

В феврале – апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента – сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма. Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест (161) в cейме, а в cенате – 99 из 100 мест.

До 1992 в Польше действовала конституция, принятая в эпоху властной монополии ПОРП. В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт (так называемую Малую конституцию), который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам (Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия), и двумя оппозиционными партиями (Союз свободы, Союз труда). Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики. Сейм может быть распущен большинством (двумя третями) голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом. Из-за чрезмерной политической раздробленности, которая возникла в результате выборов 1991, cейм принял порог в 5% голосов для парламентского представительства партии (8% – для коалиции). Референдум по особо важным вопросам может быть назначен cеймом (абсолютным большинством голосов) или президентом с согласия cената.

Органы исполнительной власти. С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию. Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995.

Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти.

Местные органы власти. До 1990 местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц. Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями.

С 1990 до конца 1998 основной единицей местных органов власти являлась община (гмина) – всего общин было 2121. В стране насчитывалось 49 воеводств, в т.ч. три города (Варшава, Лодзь и Краков), имевшие статус воеводств; они управлялись губернаторами (воеводами), которые назначались Советом министров. Промежуточное звено местного управления – 293 округа (повята) были ликвидированы в 1975. В июле 1998 парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его – передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999, восстановил повяты (которых теперь 308), придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств (с 49 до 16).

На местные выборах в октябре 1998 были избраны 63,8 тыс. чиновников местных органов власти, в т.ч. 855 членов законодательных органов воеводств, 10 тыс. чиновников повятов и 52 тыс. членов муниципальных советов.

Судебная система. Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т.ч. председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.

Вооруженные силы. Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии – 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. человек. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160–180 тыс. человек. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными. Внешняя политика. После Второй мировой войны началось тесное сотрудничество Польши с Советским Союзом. Польша являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора вплоть до их самороспуска в 1990–1991.

Одной из главных проблем Польши была гарантия безопасности ее западных границ. В 1970 ФРГ признала западную границу Польши. В 1975 в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе была признана незыблемость послевоенных границ всех европейских государств. Германско-польскими договорами в ноябре 1990 и июне 1991 была признана граница между обоими государствами по Одре и Нысе-Лужицкой. В начале 1990 Польша создала в Центральной Европе благоприятную атмосферу взаимопонимания между странами Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехо-Словакия) и подписала договоры со своими соседями.

Весной 1999, во время празднования 50-летия НАТО, Польша стала членом этой военной организации. Польша является членом ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Организации по международной торговле, Всемирной Организации Здравоохранения. После 2000 планируется вступление Польши в Европейский союз.

НЕ ПРОПУСТИТЕ!
Карты европейских городов

ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Горнолыжные курорты Европы
Горнолыжные курорты Европы - это лучшие трассы с высоким уровнем сервиса. Подробнее...