ГРЕЦИЯ | |
ГРЕЦИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
О Греции: общая информация,
карта, история,
география, климат,
флора и фауна,
государство и политика, экономика,
население, языки,
образование, культура и искусство,
религия Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, банки, транспорт, телефония и связь, медицина, безопасность, курортная недвижимость, события, время работы заведений, кухня, магазины, шоппинг, разговорник Виды отдыха: пляжный отдых, спа и талассотерапия, экскурсии, аренда вилл, круизы Достопримечательности: памятники истории и архитектуры, музеи, акрополь Афин Города, курорты, отели: Аттика, Афины, Закинтос, Кассандра, Крит, Корфу, Кос, Лутраки, Македония, Миконос, Паралия Катерини, Пелопоннес, Родос, Самос, Салоники, Санторини, Скиатос, Тасос, Фессалия, Халкидики, Центральная Греция, Эвия, Эпир |
ГРЕЦИЯ - АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ |
Афинский акрополь. Он давно стал не просто одним из, надо сказать многочисленных, памятников античного мира, дошедших через терние и перипетии истории до наших дней, но его символом. Его храмы, и Парфенон в первую очередь, на протяжении веков считаются (и надо сказать заслуженно) лучшими образцами эпохи наивысшего расцвета эллинского искусства. Говоря о нем, принято (и хочется) употреблять только превосходные степени.
Величественные руины, величественных храмов. Вот уже 2500 лет они украшают священную скалу на побережье Эгейского моря. Первые святилища здесь появились раньше, но возраст построек, привлекающих ежегодно миллионы туристов со всего мира в Грецию, именно таков. Совершенная строгость форм храма Афины, утонченная легкость святилища Ники Аптерос (Ники Бескрылой), венчающего одну из мощных крепостных стен Акрополя, задумчивые кариатиды и орнаментальное великолепие Эрехтейона столетиями восхищали и притягивали путешественников и художников. История Акрополя Афин В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции. Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии. Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов. В целом же на создание всего этого архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть». Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции. Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |