ВЕЛИКОБРИТАНИЯ | |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
Об Великобритании: общая информация,
карта, история,
география, климат,
экология, флора и фауна,
государство и политика, экономика,
население, языки,
образование, СМИ,
наука, культура и искусство,
религия, королевские традиции, фото, обои Великобритании Справочник туриста: планирование поездки, полезные телефоны, авиаперелет, виза, посольства, таможня, деньги, банки, транспорт, коммуникации и связь, медицина, события, фестивали, кухня, магазины, шоппинг Виды отдыха: пляжный отдых, лечение и оздоровление, экскурсии по Шотландии, экскурсии по Лондону, экскурсии в Уэльс Достопримечательности: памятники архитектуры, музеи, Стоунхендж, Биг Бен, карибский карнавал в Лондоне Города, курорты, отели: Лондон, Абердин, Белфаст, Бирмингем, Брайтон, Бристоль, Глазго, Кардифф, Кембридж, Ковентри, Ливерпуль, Лидс, Манчестер, Оксфорд, Эдинбург |
АНГЛИЯ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ |
Соединенное Королевство – многонациональное государство. Создавалось оно
постепенно: в 1543 Англия присоединила Уэльс, в 1707 – Шотландию, а в 1800 –
Ирландию. После почти столетия бурных дебатов большая часть Ирландии в 1921
отделилась от Великобритании. 6 графств на севере страны остались в составе
Великобритании, образовав Северную Ирландию. Долгое время Британия владела
обширными заморскими территориями, однако после 1945 постепенно отказалась от
своих прав на большую часть этих территорий, а к началу 1990-х под ее
управлением осталось лишь 14 небольших владений. Самое и большое и важное из
этих владений – Сянган (Гонконг) было передано под юрисдикцию Китая в 1997. Тем
не менее в конце 20 в. Великобритания все еще оставалась центром добровольной
ассоциации 50 бывших колоний и доминионов, известной как Британское Содружество
наций. Официальной главой Содружества является монарх, который
председательствует на проходящих за в полгода совещаниях глав правительств
стран, входящих в Содружество. Британский парламент часто называют прародителем всех парламентов, хотя исландский альтинг, созданный в 930 н.э., намного старше британского, сложившегося в течение 13–14 вв. Всеобщее избирательное право установилось в Британии постепенно и достаточно поздно в результате ряда законодательных реформ начиная с 1832 и до 1928, когда женщины и мужчины получили равные избирательные права. Писаной конституции в Британии традиционно не существует в том смысле, что ее основные правила не объединены в особом документе, однако она основана на статутах, юридических решениях, парламентских законах, традициях и обычаях. После вступления страны в Европейское экономическое сообщество в 1973 некоторые аспекты Европейской конституции были частично совмещены с «незаписанной» британской моделью конституции. Британский парламент принял ряд законодательных актов, включая Единый европейский акт 1987 и Акт (поправка) о европейских сообществах в 1993, приводящий в соответствие английское и европейское право и обеспечивающий более тесный экономический, финансовый и политический союз европейских стран. Верховенство законов Европейского Союза (на которые Великобритания, как и все страны ЕС, имеет право наложить вето) в отношении парламентских статутов и полномочий было подтверждено в 1990 палатой лордов, верховным судом Соединенного Королевства. Каждые четыре года в 87 избирательных округах (ранее 81) Соединенного Королевства происходят выборы в Европейский парламент, не имеющий законодательной власти. Правительство Великобритании известно своими давними традициями секретности. Политики высшего звена и государственные служащие хранят в тайне процессы принятия решений под тем предлогом, что рассекречивание официальных документов задевает общественные интересы. В Великобритании имеются законы о государственной тайне, и одновременно отсутствуют уравновешивающие это положение законы общегосударственного уровня о свободе информации. Официальные документы, доступные гражданам по их просьбе в других демократических странах, в Англии переводятся в открытые фонды лишь спустя 30 лет и могут скрываться от общественности еще 20 и более лет. При премьер-министре Джоне Мейджоре в начале 1990-х годов началось постепенное смягчение режима секретности. Национальное правительство. Ключевым моментом британской конституции страны является верховная власть «короны в парламенте» – совместного правления монарха, палаты лордов и палаты общин, которые все вместе составляют парламент. Этот орган обладает почти неограниченной дозволенной законом властью над всеми вопросами, людьми и территориями, находящимися в пределах его юрисдикции. Его решения могут быть пересмотрены следующим парламентом, который может принять законы, которые будут отменять законы, принятые прежними составами парламента. Существенно важные изменения конституционного характера принимаются в порядке обычного законодательного процесса и не могут быть оспорены в британских судах. Ограничить верховенство решений парламента могут только два европейских юридических органа. Европейский суд следит за соблюдением положений договоров и законов Европейского Союза. Европейский суд по правам человека в Страсбурге (Франция) стоит на страже политических и гражданских прав, определенных в Европейской конвенции по правам человека (которую Соединенное Королевство подписало в 1993). Монархия. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Нынешний суверен – королева Елизавета II, она вступила на престол в 1953. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества. С викторианских времен монарх «царствует», но не правит, располагая всего двумя, обычно формальными, прерогативами: он имеет право роспуска парламента и назначения нового премьер-министра, или главы правительства. Сохранился ритуал консультативных встреч вечером по вторникам между монархом и премьером. Законодательная власть. В Британии двухпалатный законодательный орган; одна из палат – палата общин избирается населением, а уникальная среди современных представительных демократий верхняя палата – палата лордов – формируется главным образом на наследственной основе. Палата общин является центром политической жизни в Великобритании, а ее члены (члены парламента) составляют класс ее политиков. Почти все министры избираются из их рядов, и по традиции премьер-министр и высшие члены кабинета тоже должны быть членами парламента. До 1911 обе палаты были формально равны, хотя по традиции палата общин считалась главной. В 1911 правительство либералов Парламентским актом закрепило верховенство палаты общин и значительно урезало власть палаты лордов. Палата общин избирается всеобщим голосованием граждан сроком на 5 лет, но может быть распущена досрочно премьер-министром с согласия монарха. (Она может также продлить свое существование, как это случилось во время Второй мировой войны.) За роспуском палаты следуют всеобщие выборы. Избирательное право имеют лица обоего пола, достигшие 18-летнего возраста, являющиеся подданными Соединенного Королевства, стран Содружества или Ирландской Республики, зарегистрированные в избирательном округе и внесенные в списки избирателей. Могут также голосовать британские подданные, которые постоянно проживают за границей менее 20 лет, и бездомные. Избиратели в Северной Ирландии должны прожить в своем избирательном округе не менее трех месяцев, чтобы принимать участие в голосовании. Имеющие возможность голосовать члены королевской семьи не пользуются этим правом, поскольку на практике это могли бы счесть неконституционным. В целом право голоса имеют более 44 миллионов человек. Исключены из участия в голосовании: члены палаты лордов, заключенные, содержащиеся в психиатрических лечебницах, а также лица, уличенные в нарушении процедуры голосования и лишенные избирательного права по суду на 5 лет. Избранным в палату общин могут быть лица, достигшие 21 года и являющиеся подданными Соединенного Королевства, Ирландской Республики или страны Содружества. Согласно закону, не могут быть избранными в нижнюю палату парламента: члены палаты лордов, духовенство, душевнобольные, не восстановленные в правах банкроты и лица, осуждённые за определённые виды преступлений (включая заключенных, отбывающих наказание сроком более 1 года, и осужденных за государственную измену), лица, признанные виновными в нарушении избирательных процедур в течение последних 10 лет, некоторые категории лиц, занимающих оплачиваемые посты на государственной службе (включая государственных служащих, судей, военных или полицейских), члены законодательных органов любой страны, не входящей в Содружество. Голосование является тайным и происходит в одномандатных избирательных округах, образованных по территориальному принципу. В период парламентских выборов Великобритания поделена на 659 округов: 529 округов в Англии, 72 – в Шотландии, 40 – в Уэльсе и 18 – в Северной Ирландии. Каждый округ избирает одного члена парламента. Для победы кандидату требуется простое большинство голосов. Система голосования обычно предоставляет дополнительные места партии, получившей большинство голосов на выборах, чтобы обеспечить ей явное большинство в палате общин для претворения в жизнь своей программы. Партия, получившая наибольшее число мест в парламенте, формирует правительство. В конце 20 в. число депутатов в палате общин возросло с 651 члена (1991) до 659 членов (1997), каждый из которых представлял свой округ с числом избирателей от 23 000 до 99 000. Около 2/3 парламентариев имеют дополнительные доходы, кроме денежного пособия, получаемого от государства. Они довольно скромно обеспечены помещениями, больше половины парламентариев делят свои офисы с коллегами. Около 4/5 парламентариев имеют какую-либо профессиональную подготовку или опыт управленческой работы. Женщины в палате общин представлены очень слабо, а в правительстве их еще меньше. Исполнительная власть. Принцип верховенства парламента не соответствует реалиям политической власти в Британии. Когда монархия отошла от власти, лишь формально сохранив корону, исполнительные функции и полномочия суверена, «королевские прерогативы», перешли не к парламенту, а к королевским министрам – т.е. к премьер-министру и кабинету из примерно 20 главных министров. Премьер-министр и кабинет входят в парламент и являются его членами; это основа их политической легитимности и законодательных полномочий. Но королевские прерогативы предоставляют премьер-министру и членам кабинета дискреционные полномочия по подписанию международных соглашений, объявлению войны, управлению силами безопасности, регулированию государственной службы, осуществлению кадровых назначений без одобрения и иногда даже без информирования парламента. Эти полномочия обладают гораздо большей силой в Соединенном Королевстве, чем в других современных демократических странах, поскольку британская система не предусматривает разделения на исполнительную и законодательную вести власти. Управление государством осуществляется из центра, который не сдерживается уравновешивающими его выборными органами власти на региональном или местном уровнях. Премьер-министр и члены кабинета руководят сферой государственной службы и ее 18 или 20 министерствами (число их колеблется). Государственные чиновники подотчетны парламенту не непосредственно, а косвенно, через своих министров. Члены кабинета определяют правительственную политику и ответственны за нее перед парламентом. Министры кабинета являются также политическими главами основных государственных департаментов. Им помогают команды младших министров. Премьер-министр, хотя формально и считается первым среди равных ему по рангу коллег по кабинету, фактически располагает большей частью его формальной власти. Не последнюю роль в этом распределении власти играет тот факт, что премьер-министр может приглашать или увольнять членов кабинета. Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они контролируют повестки дня, назначают и смещают членов кабинета и около 80 младших министров, не входящих в кабинет; они определяют также состав и повестки дня от 25 до 30 постоянных и временных комитетов, через которые проводится большая часть наиболее важных правительственных решений. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют Британию за рубежом. Премьер-министры также обладают правом назначать чиновников на различные государственные должности, а также влияют на разного рода другие назначения и непосредственно контролируют систему привилегий и почетных званий (пэрства, рыцарства и т.п.). Расширению сферы полномочий премьера способствую и современные средства массовой информации, придающие особое значению личностному фактору власти. Государственная служба. В современной Британии имеется еще один центр власти – административная элита, часто называемая «Уайтхоллом». Своим названием она обязана территории вокруг зданий парламента и резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит, где расположены важнейшие правительственные учреждения, такие, как министерство финансов (казначейство) и министерство иностранных дел. В Британии высокопоставленные чиновники – постоянные заместители министров, которые непосредственно руководят деятельностью аппаратов министерств, и их высокопоставленные коллеги – не меняются со сменой правительства, а сохраняют свои посты независимо от того, какая партия приходит к власти. Этих администраторов часто называют «постоянным правительством», отличая от преходящего парада политических деятелей. Преемственность сохраняется благодаря тому, что британская государственная служба формально отделена от борьбы политических партий (хотя в обязанности аппарата входит осуществление принятого политического курса). Госслужащих набирают на открытой конкурсной основе, тем не менее многие из них оказываются выпускниками элитных частных школ Британии (неправильно называемых «общественными», public), а также Оксфордского и Кембриджского университетов. Большинство составляют мужчины. В обязанности государственных служащих входит множество функций – они консультируют министров по вопросам политики, занимаются составлением речей и проектов ответов на запросы членов парламента. По традиции они относятся с неизменным почтением к министрам, но за их почтительностью обычно скрывается сформировавшаяся политическая позиция. Казначейство традиционно – самое влиятельное министерство, но все министерства сохраняют высокую степень самостоятельности, и часто в правительстве ведутся жесточайшие сражения за принятие тех или иных политических решений. При правительстве консерваторов в 1980-е и 1990-е годы многие функции государственных служащих были переданы независимым общественным агентствам (управлениям). Эти агентства подотчетны министрам, которые ставят перед ними задачи, которые эти агентства должны решать. К 1991 было создано 56 таких агентств; предполагалось открыть еще 34. Наряду с общественными агентствами существовало 369 невыборных организаций, находящихся на содержании правительства и руководимых его назначенцами. Эти организации называют «кванго» (по начальным буквам – квази-автономные, негосударственные организации), и в 1992 на их долю приходилось 1/5 всех затрат на содержание аппарата. Общественные агентства и исполнительные организации управляют британской системой социальной защиты, здравоохранением, системой университетского и технического образованием, большей частью муниципального жилого фонда, вопросами развития городов, экономического развития и др. Местное управление. Единственным выборным правительственным ярусом ниже парламента и Уайтхолла, обладающим рычагами исполнительной власти, является сложная система местного управления. В начале 1990-х годов в Британии существовало 516 местных органов власти, выполнявших многообразные функции и полностью подчинявшихся центральному правительству, которое имеет право их ликвидации и реорганизации. В 1945 местные органы власти стали важной силой в программе создания «государства всеобщего благоденствия». Тридцать лет спустя национальное правительство стало искать пути контроля за расходами местных органов власти, а при консерваторах все больше ограничивать их права, передавать их функции частным лицам или объединять их с местными «кванго». Даже после этого в начале 1990-х годов затраты местных органов управления составляли почти четверть всех расходов на государственный аппарат. Судебная система. Апелляционный суд последней инстанции в Великобритании и Северной Ирландии (за исключением судов по уголовным делам в Шотландии) состоит из лорда-канцлера и судебных лордов, членов палаты лордов. Пост лорда-канцлера – самый древний в правительстве, он существует с 605. Лорд-канцлер (ни одна женщина никогда не занимала этот пост) – высшее судебное должностное лицо, главный советник правительства по правовым вопросам, член кабинета, спикер палаты лордов. Далее на иерархической лестнице располагается Апелляционный суд, высший гражданский суд; Высокий суд правосудия и 90 коронных судов, где разбираются серьезные уголовные дела с участием судьи и присяжных. Обычный гражданин, однако, вероятнее всего предстанет перед магистратом, или мировым судьей, должность которого была учреждена статутом 1361. Большинство мировых судей – обыкновенные мужчины и женщины, работающие бесплатно; формально они назначаются лордом-канцлером и подбираются из самых разных слоев населения. Мировые судьи слушают самые мелкие уголовные дела. Мелкие гражданские дела слушаются в судах графств, где председательствуют профессиональные судьи. Существует поддерживаемая государством система юридической помощи и консультаций, как по гражданским, так и по уголовным делам. Шотландия и Северная Ирландия имеют свои собственные судебные системы. Решения о возбуждении серьезных уголовных дел принимаются Коронной прокуратурой под председательством главы прокурорской службы. Юристы в Великобритании делятся на солиситоров, выступающих в низших судах, и барристеров (в Шотландии – адвокатов), обладающих правом выступать в судах высшей инстанции. Судьи отбираются главным образом из барристеров или адвокатов, но солиситоры также могут занять судейское место. Обеспокоенность общественности злоупотреблениями полиции, которые вызвали серьезные судебные ошибки, привела к появлению доклада Королевской комиссии о системе уголовных судов в 1993. В середине 1990-х годов в Великобритании было 43 местных полицейских отделений. В полиции служило около 150 000 человек. Гражданские свободы. В отсутствие современного билля о правах, права в Британии основаны на той концепции, что законно все, что не запрещено статутным или общим правом. Тем не менее существует традиция защиты от произвола властей, частично основанная на знаменитых статутах, таких, как Великая хартия вольностей (1215), Закон о неприкосновенности личности (1641) и Билль о правах (1689). Британия является одной из самых либеральных стран в мире, тем не менее ее чаще, чем любое другое европейское государство, обвиняли в нарушении Европейской конвенции по правам человека. Британские граждане не имеют также закона о защите частной жизни и специального закона, который бы запрещал несанкционированное использование информации. Политические партии и выборы. История политических партий Великобритании берет начало в середине 17 века. Существовавшая в этот период парламентская оппозиция оформилась в партию вигов, а сторонники короля получили название тори. Первоначально оба названия носили оскорбительный характер. Слово «тори» на гэльском языке означало «бандитов» и «разбойников», а «виги» – шотландских проповедников-пресветериан. Ни одна из группировок не была политической партией в современном смысле слова. В течение почти полутора веков тори выступали с консервативных позиций, поддерживая королевскую власть и англиканскую церковь, и отражали главным образом интересы земельной аристократии. Напротив, виги считались сторонниками сильного парламента и опирались на слои торгово-промышленной буржуазии и дворянства. К середине 19-ого века из тори возникла Консервативная партия (консерваторов и сейчас нередко называют тори), а из вигов – Либеральная партия. В последующем эти две силы доминировали на политической сцене вплоть до 1920-х, когда внутренние расколы вызвали упадок Либеральной партии. На смену ей пришла Лейбористская партия, представлявшая интересы рабочего класса. Две основные партии послевоенного периода – Консервативная и Лейбористская – являются относительно сплоченными и дисциплинированными коалициями. Их основная цель – представить на суд избирателей конкурирующие программы или планы и претворить эти планы в жизнь в случае победы в палате общин. Однако в последние десятилетия все больше усиливается влияние третьих партий, особенно Либеральных демократов, сформировавшихся в 1988 в результате объединения Либеральной партии и Социал-демократической партии. Консервативная партия (КП) – крупнейшая правоцентристская партия страны. Начала складываться в 1830-х на основе партии тори, возникшей в 17 в. Официально оформились в 1867 как «Национальный союз консервативных и конституционных ассоциаций». Массовой партией стала в 1870–80-х. После объединения в 1912 с Либеральной юнионистской партией (образовалась в 1886 в результате раскола Либеральной партии) получила официальное наименование Консервативная и Юнионистская партия. В течение большей части 20-ого века Консервативная партия рассматривалась как «правящая партия», никогда не позволявшая лейбористам или либералам удерживать власть больше одного срока одновременно. Начиная с 1885 партия побеждала на 21 из 31 всеобщих выборах. В период до Второй мировой войны консерваторы возглавляли правительство с 1885 по 1892, с 1895 по 1905, с 1916 по 1922 (в коалиции с либералами и лейбористами), с 1922 по 1923, с 1925 по 1928, с 1932 по 1945 (в коалиции с либералами и лейбористами). В послевоенный период Консервативная партия находилась у власти с 1951 по 1964, с 1970 по 1974, с 1979 по 1997. После двух последовательных поражений на выборах в 1997 и 2001 ушла в оппозицию. Опирается в основном на земельных собственников, крупных фермеров, предпринимателей, представителей средних слоев и выражает интересы большого бизнеса. Постоянной официальной программы и устава не имеет. Накануне всеобщих выборов партия издает предвыборный манифест, который содержит основные направления будущей политики, которую консервативное правительство намерено проводить в случае прихода к власти. Консерваторы изначально выступают за сохранение сильных институтов государства и укрепление традиционных культурных и духовных ценностей. Происхождение от партии тори объясняют постоянный интерес партии к общественному порядку и социальной гармонии. Как партия Лондонского Сити (финансового центра Британии), она энергично поддерживает развитие частной собственности и свободного предпринимательства, отдавая предпочтение поддержке малого и среднего бизнеса. Признавая концепцию смешанной экономики и сохранение за государством отдельных социальных функций, партия тем не менее стремится свести к минимуму государственное вмешательство. В идеологическом отношении партия остается под влиянием наследия Маргарет Тэтчер. Находясь у власти в 1979–1997, правительства консерваторов проводили курс, направленный на уменьшение роли государства в социальном обеспечении, снижение налогов, развитие свободной торговли. В этот период было принято законодательство, ограничивающее влияние профсоюзов, и осуществлена приватизация многих ранее национализированных отраслей промышленности. После поражения партии на выборах 1997 ее лидер предложил новую идеологию – «открытый консерватизм». Во внутренней политике Консервативная партия выступает с курсом на продолжение неолиберальных реформ, за децентрализацию и приватизацию экономики, сохранение и укрепление национальной валюты, сокращение налогов и государственной бюрократии, за укрепление основ гражданского общества, но против деволюции и сепаратистских тенденций. По многим вопросам, в частности ужесточение иммиграционного законодательства, борьбу с преступностью и права сексуальных меньшинств, партия не имеет единого мнения. Основным пунктом внешней политики консерваторов стал вопрос о месте Великобритании в Европейском союзе (ЕС). По проблеме европейской интеграции в рядах консерваторов сохраняются глубокие разногласия. В настоящее время в партии возобладали течения, настроенные скептически (т.н. «евроскептики») по отношению к процессу объединения с Европой. Выступая за сохранение членства страны в НАТО и ЕС, они не согласны с дальнейшей интеграцией в ЕС и присоединением к системе единой европейской валюты, видя в этом угрозу суверенитету страны. На всеобщих выборах в 2001 получила 31,7% голосов. В Палате общин представлена 166 депутатами. Также имеет 18 мест в Шотландском парламенте, 11 мест в Ассамблее Уэльса и 27 мест в Еропарламенте. Находясь в оппозиции, формирует «теневой кабинет». Партия имеет иерархическую структуру. Организационно она включает три элемента – ассоциации избирательных округов, объединенные в «Национальный союз консервативных и юнионистских ассоциаций», парламентская фракция и Центральный совет. Членство в партии официально не оформляется, партийные взносы не уплачиваются. По последним данным (2001) членами партии себя считают 318 тыс. человек. На снижение численности партии влияет фактор старения ее рядов. В настоящее время средний возраст членов партии – 65 лет. Высший орган партии – ежегодная конференция. Резолюции, принимаемые на конференциях, носят рекомендательный характер и не обязательны для исполнения руководством. Основная власть сосредоточена в руках парламентской фракции и партийного лидера, который избирается всеми членами партии из двух кандидатов по представлению парламентской фракции. Лидер партии контролирует Центральный совет партии, который выбирает председателя партии и партийных функционеров. Лидер партии с 2003 – Майкл Ховард. Сопредседатели – Лайам Фокс и Морис Саатчи. Издает ежемесячный журнал «Консерватив ньюс» и журнал «Политикс тудей». КПВ является членом Международного демократического союза (международное объединение консервативных и христианско-демократических партий) и Европейской народной партии. Кооперативная партия – политическая партия социал-демократического толка. Основана в 1917 Британским кооперативным союзом как «Центральный кооперативный комитет парламентского представительства» для обеспечения прямого представительства кооператоров в палате общин. В первые годы своего существования партия была исключительно обеспокоена торговлей и коммерческими проблемами кооперативного движения. В последующем расширила круг своих интересов. Выступает за развитие кооперативных предприятий, социальную экономику и социально ответственный бизнес. По соглашению с Лейбористской партией от 1927 выставляет на выборах ограниченное число совместных кандидатов от «лейбористов и кооператоров». В 2004 имела 29 мест в Палате общин и 9 мест в Палате лордов, 6 мест в Шотландском парламенте, 5 мест в Ассамблее Уэльса, 1 место в Ассамблее Лондона и более 700 членов местных советов. Членство в партии как индивидуальное, так и коллективное, но все члены партии должны участвовать в кооперативном движении. Насчитывает ок. 8 тыс. индивидуальных членов. Председатель партии – Гарет Томас. Лейбористская партия (ЛПВ) – образована 27 февраля 1900 в результате объединения ряда профсоюзов и социалистических организаций, в том числе Независимой рабочей партии, Фабианского общества и Социал-демократической федерации, для выдвижения в парламент рабочих представителей. Первоначально называлась «Комитет рабочего представительства». После получения 29 мест в палате общин в 1906 Комитет был преобразован в Лейбористскую партию. Впервые представители ЛПВ вошли в правительство в период Первой мировой войны. В межвоенный период влияние партии значительно возросло. В начале 1920-х она стала основной оппозиционной силой в парламенте, а в 1924 и 1929–1931 сформировала правительство меньшинства во главе с Дж. Р.Макдональдом. Однако дальнейшие расколы ослабили влияние лейбористов. В 1931 правые лейбористы (Дж. Р.Макдональд и др.), выступавшие с проконсервативной политикой, вышли из ЛПВ, образовав Национал-лейбористскую партию. В том же году они вошли в «Национальное правительство» в коалиции с консерваторами и либералами. В 1932 из ЛПВ вышла Независимая рабочая партия, объединившая сторонников левого крыла. В период Второй мировой войны лейбористы участвовали в коалиционном правительстве У.Черчилля, оставаясь в нем до мая 1945. На выборах 1945 ЛПВ впервые завоевала парламентское большинство, получив 393 места. Осенью того же года партия приняла программу «Лицом к будущему», в которой впервые провозгласила, что конечная цель ЛПВ – «создание в Британии социалистического общества». Правительство лейбористов с Клементом Эттли в качестве премьер-министра (1945–1951) предложило программу «государства всеобщего благоденствия», общественной собственности на главные промышленные предприятия и политику обеспечения полной занятости. Значительным достижением правительства лейбористов стало создание в 1948 Национальной системы здравоохранения. В 1951–1963 лейбористы находились в оппозиции, хотя и сохраняли значительную поддержку избирателей (в 1951 – 48,8%, в 1955 – 46,4%, в 1959 – 43,8%). В последующий период лейбористы формировали правительства в 1964–1970 и в 1974–1979. Будучи в правительстве, лейбористы всегда занимали конструктивную реформистскую позицию; однако находясь в оппозиции, партия раздиралась противоречиями между социал-демократической правой и социалистической левой фракциями. В начале 1980-х к руководству партией пришли сторонники левого крыла, выступившие с программой национализации промышленности, выхода из Европейского экономического сообщества и одностороннего ядерного разоружения. В ответ на сдвиг влево значительная группа видных парламентариев и членов партии, представлявших правое крыло, покинула ряды партии и образовала в 1981 недолго существовавшую Социал-демократическую партию, что негативным образом отразилось электоральной поддержке партии. После поражения на выборах в 1983 руководство партией перешло к сторонникам более умеренного крыла. Возглавивший партию Н.Киннок добился исключения из ее рядов Тенденции Милитант, троцкистской группы, контролировавшей местные советы Ливерпуля и Ламбета, и попытался придать партии облик центристской организации. После смерти в 1994 лидера ЛПВ Дж. Смита новым руководителем ЛПВ стал Тони Блэр. При нем в политике партии произошел еще более существенный сдвиг вправо. Из программы был исключен пункт о том, что лейбористы должны бороться за «установление общественной собственности на средства производства, распределения и обмена». Вместо этого появилось положение о том, что партия будет стремиться к социальной справедливости, открытой демократии и динамичной экономике. В мае 1997 после 18 лет пребывания в оппозиции ЛПВ вновь пришла к власти, добившись поддержки 44% избирателей и 418 из 659 мест в парламенте. Официально в основе идеологии партии лежит принцип «демократического социализма». Однако нынешнее руководство во главе с Тони Блэром выступает за т.н. «третий путь» между социализмом и капитализмом, отказ от старых схем социал-демократии и либерализма и включение в программные положения принципов т.н. «социального либерализма», что выразилось в отказе партии от классовой борьбы, идеи денационализации и опоры на профсоюзы, а в экономической области – в продолжении неолиберального курса консерваторов. Во внутренней жизни страны партия выступает за приоритетное решение проблем занятости, социального обеспечения, улучшение системы образования и здравоохранения. Поддерживает перераспределение власти (деволюцию) в пользу региональных и местных органов. В экономической сфере «новые лейбористы» поддерживают концепцию смешанной экономики и осуществляют политику на снижение ставок подоходного налога, сокращение государственных расходов на социальные нужды, приватизацию, стимулирование занятости населения и развитие «гибкого» рынка труда, увеличение инвестиций в науку, образование и привлечение иностранного капитала в сферу инновационного бизнеса и высоких технологий. В области внешней политики правительство лейбористов активно выступает за укрепление связей с США, интеграцию в Европейский союз, за развитие института европейского гражданства и укрепление европейской системы безопасности. В перспективе большинство партии поддерживает присоединение страны к системе европейской валюты. Партия отказалась от курса на одностороннее ядерное разоружение и в настоящее время поддерживает идею ликвидации национальных ядерных сил в рамках процесса многостороннего разоружения. После террористических атак на США в сентябре 2001 правительство Т.Блэра поддержало США в т.н. «войне с терроризмом». Наибольший резонанс в обществе вызвало решение кабинета об участии британских сил в операции в Ираке. В марте 2003 139 из 413 членов Палаты общин от ЛПВ выступили против иракской политики своего правительства. В отставку ушел глава министерства иностранных дел Робин Кук, а сама партия оказалась на грани раскола. В партии сформировались многочисленные течения и группы давления, наиболее заметными среди которых являются: Кампания за демократию в Лейбористской партии – создана в 1973 как левое течение в партии. Выступает за установление полного контроля местных партийных организаций над деятельностью депутатов парламента, избираемых от соответствующих округов, вплоть до их отзыва и отказа от поддержки для переизбрания в случае нарушения решений партийных конференций, за усиление роли женщин и цветных в жизни партии. Во внутренней политике поддерживает сохранение системы «государства всеобщего благоденствия». Кампания за социализм – организация левых социалистов в Шотландской лейбористской партии. Основана в середине 1990-х. Выступает за возвращение партии к социалистическому курсу и за восстановление в программе пункта об «установлении общественной собственности на средства производства, распределения и обмена». Компасс – организация демократического левого направления, образованная в 2003. Выступает с критикой существующего руководства партии, обвиняя его в отходе от принципов «демократического социализма». Стремится объединить всех недовольных членов партии, а также тех, кто вышел из нее в знак не согласия с политикой «нового лейборизма». Лейбористская реформа (Labour Reform) – умеренная социал-демократическая организация, выступающая за более открытую и демократическую партию, в поддержку социалистической политики и ценностей «демократического социализма». Сеть групп социалистической кампании – основная организационная структура левого крыла Лейбористской партии. В основном включает левонастроенных парламентариев и «евроскептиков», а также низовых активистов. Группу поддерживает также бывший лейборист, а ныне мэр Лондона «Красный Кен» Ливингстон. Внутри партии призывает к возвращению на позиции «старого лейборизма». Связана с течением Лейбористский левый брифинг, также работающим внутри партии. Спасти Лейбористскую партию – социал-демократическая ассоциация, основанная в 2003. Включает как левых членов Лейбористской партии, так и центристов и правых, которые разделяют приверженность принципам «демократического социализма» и интернационализма. Выступает за демократизацию внутреннего управления партией, «демократическое участие» в ее работе всех членов и усиление связей с профсоюзами. Фабианское общество (ФО) – одна из старейших социал-демократических организаций. Основано 4 января 1884. Основная миссия ФО – путем общественного образования и избирательных реформ добиться постепенных социалистических преобразований. В перспективе выступает за введение в Великобритании системы «промышленной экономической демократии». Оказало значительное влияние на модернизацию партии, выступая одним из проводников «нового лейборизма». Насчитывает около 20 тыс. членов. В настоящее время фабианцами являются около 200 депутатов парламента и многие члены кабинета, включая Тони Блэра, Гордона Брауна и Джека Стро. ЛПВ дважды побеждала на выборах в 1997 и 2001. На выборах в 2001 ЛПВ получила 40,68% и 413 мест в палате общин. Имеет 50 мест в Шотландском парламенте (2003), 30 мест в Ассамблее Уэльса (2003) и 19 мест в Европарламенте (2004). Партия состоит из коллективных членов, партийных организаций избирательных округов и парламентской фракции. На правах коллективного членства в ЛПВ входят большинство профсоюзов и кооперативных организаций (около 6 млн. человек), а их взносы обеспечивают почти половину ее доходов. Поддержка США в Ираке привела к снижению популярности партии. К июлю 2004 численность ЛПВ опустилась с 405 238 человек в 1998 до 214 952 человек (самый низкий показатель, начиная с 1930-х). Высший орган партии – ежегодная конференция, на которой утверждается партийная политика и платформа. В период между конференциями деятельность партии направляет Национальный исполнительный комитет. Лидер партии избирается на конференции коллегией выборщиков, состоящей из представителей парламентской фракции, профсоюзов и местных партийных организаций. Лидером ЛПВ с 1994 является Энтони (Тони) Блэр (премьер-министр). Издает еженедельник «Лейбор уикли» и ежемесячный журнал «Нью соушиалист». ЛПВ входит в Социнтерн, секретариат которого находится в Лондоне, и Партию европейских социалистов (блок социал-демократов в Европарламенте). Либеральные демократы (ЛД) – сформированы 3 марта 1988 путем слияния Либеральной партии (осн. 6 июня 1859) и большинства Социал-демократической партии (осн. 26 марта 1981), которые с 1981 года выступали на политической арене в альянсе. Первоначально назывались «Социальные и либеральные демократы»; нынешнее название носят с октября 1989. Социальную основу партии составляют средние слои населения, в т.ч. часть предпринимателей, интеллигенции, фермеров и рабочего класса. Традиционно занимают левоцентристские и либертарианские позиции. Декларируя приверженность «справедливому, свободному и открытому обществу», либерал-демократы заявляют о том, что их идеология – это передать «власть народу». Постоянной программы не имеют. В целом защищая рыночную экономику и развитие конкуренции, выступают за прекращение дальнейшей приватизации и приоритетное решение социальных проблем (борьба с безработицей, увеличение налогов, отмена платы за обучение для студентов, увеличение пенсий и т.д.), расширение гражданских свобод, усиление парламентского контроля над исполнительной ветвью власти. Одно из основных требований в повестке дня либерал-демократов – реформа избирательной системы и радикальная децентрализация власти. Во внешней политике поддерживают курс на скорейшую интеграцию Великобритании в Европейский Союз (ЕС), присоединение к зоне европейской валюты и вывод британских войск из Ирака. На выборах в 1997 либерал-демократы удвоили свое представительство в парламенте, по сравнению с 1992, заняв 46 мест. К этому моменту они стали второй по величине партией на местных выборах, установив контроль над 55 местными советами и оттеснив тори на третье место. На всеобщих выборах в 2001 ЛД собрали 18,3% голосов. В нынешнем парламенте партия имеет 55 мест в Палате общин и 57 мест в Палате лордов; формирует т.н. «теневой кабинет». Не менее успешно либерал-демократы выступают на местных и региональных выборах. В настоящий момент они возглавляют 27 местных советов, имеют 17 мест в Шотландском парламенте, где выступает партнером по правящей коалиции с лейбористами, и 6 мест в Ассамблее Уэльса. На европейских выборах (2004) получили 14,9% и 12 мест (в 1999 – 12,6% и 10 мест). Входит в Либеральный Интернационал и в Европейскую партию либералов, демократов и реформаторов. В Европейском парламенте формирует Альянс либералов и демократов за Европу. Организационно ЛД строятся на федеративной основе и состоят из партий Англии, Уэльса и Шотландии. Партия поддерживает тесную связь с множеством ассоциированных организаций, представляющих этнические меньшинства, женщин, молодежь и др. Высший орган партии – ежегодная конференция. Насчитывают около 110 тыс. членов. Лидер партии – Чарльз Кеннеди. Есть также несколько партий, представленных в Европейском парламенте. Зеленая партия Англии и Уэльса – основана в 1973 как Экологическая партия. В 1985 была переименована в Зеленую партию. Нынешнее название приняла в 1990. Выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с окружающей средой, сохранение биологического и культурного разнообразия, в поддержку мелких производителей, децентрализацию и развитие «демократии снизу». Наибольшего успеха партия достигла в конце 1980-х, когда на выборах в Европарламент в июне 1989 собрала 2 млн. голосов (14,99%). Однако из-за внутренних разногласий, возникших в начале 1990-х, партия потерпела поражение на общенациональных выборах. В Палате общин в настоящее время не представлена (на выборах в 2001 получила 0,63%). Тем не менее, «зеленые» имеют одного члена в Палате лордов, 2 места в Лондонской ассамблее и 63 места в местных органах власти. На европейских выборах в 2004 получила 6,3% и 2 места – столько же, сколько в 1999. Входит в Европейскую федерацию зеленых партий (ЕФЗП). Насчитывает 6,4 тыс. членов (2000). Представители партии – Каролин Лукас и Кит Тейлор. Партия независимости Соединенного Королевства и др. Партия независимости Соединенного Королевства – правая популистская партия, выступающая за выход Великобритании из Европейского союза. Основана 3 сентября 1993. Экономическая платформа партии близка к платформе Консервативной партии. Одна из основных политических целей во внутренней политике – помешать введению европейской валюты. В британском парламенте не представлена (на выборах в 2001 получила 1,5% голосов). Имеет несколько десятков мест в местных органах власти и 2 места в Ассамблее Лондона. Настоящий прорыв ПНСК совершила на Европейских выборах в 2004, собрав 16,8% голосов – на 9,9% больше, чем в 1999. В настоящее время имеет 11 мест в Европейском парламенте. Насчитывает около 20 тыс. членов (2004). Председатель партии – Роджер Напман. Кроме того, в стране имеются более мелкие партии, оказывающие определенное влияние на политическую жизнь: Больница Киддерминстер и забота о здоровье – политическая партия, основанная в больнице Киддерминстер в Англии. Ее главная цель – восстановить отделение неотложной медицины в больнице Киддерминстер, но в последующем расширила свои требования. Располагает 1 местом в Палате общин. Представлена в местных органах власти. Британская национальная партия – крупнейшая ультраправая партия страны. Основана в 1982. Стоит на позициях расизма и евронационализма, требует ограничения иммиграции. В последние годы получила поддержку многих разочарованных избирателей Консервативной партии. На выборах в Европейский парламент в 2004 собрала 4,9% голосов – на 3,9% больше, чем в 1999. Мест в Палате общин и Европарламенте не имеет. Представлена в местных органах власти. Лидер – Ник Гриффин. Социалистическая партия Англии и Уэльса (СП) – троцкистская партия, входит в Комитет за Рабочий Интернационал. Основана в 1964. В течение десятилетий работала внутри Лейбористской партии как «Тенденция Милитант». Нынешнее название приняла в 1997. Наибольшего влияния достигла в 1980-е. В этот период она имела 3 депутатов в парламенте, контролировала молодежное крыло лейбористов и до 10% всех первичных организаций. Под сильное влияние «Милитант» попала также Лейбористская партия Северной Ирландии (которая не была связана с Лейбористская партия). Как самостоятельная партия сформировалась после исключения из ЛПВ в 1995. Имеет представителей в местных органах власти. Насчитывает 2 тыс. членов. Национальный секретарь – Питер Таафф. Социалистическая рабочая партия (СРП) – наиболее влиятельная левая и троцкистская партия страны. Член Международной социалистической тенденции и Европейской антикапиталистической левой. Основана в 1977 группой Интернациональные социалисты. Активно работает в массовых общественных организациях – Антинацистская лига, Коалиция «Остановить войну», Социалистический альянс, Уважение – Коалиция единства. Насчитывает 10 тыс. членов. Национальный секретарь – Крис Бамбери. Социалистический альянс (СА) – образован в марте 1999 как широкий избирательный фронт, объединивший главным образом организации, заявляющие о приверженности троцкизму. Ведущую роль в СА играет Социалистическая рабочая партия. На всеобщих выборах в 2001 собрал 1,75%, на местных выборах в 2002 – 3,53% голосов. Имеет представителей в местных органах власти. Численность – свыше 2 тыс. членов. Уважение – Коалиция единства – широкая левая избирательная коалиция, основанная в 2004 Социалистическим альянсом и независимыми. Основные компоненты – депутат парламента Джордж Галлоуэй, исключенный из Лейбористской партии, и Социалистическая рабочая партия. Имеет поддержку со стороны ряда профсоюзов. На выборах в Европейский парламент в 2004 собрала 1,7% голосов. Национальный секретарь – Джон Рис. Партии в Северной Ирландии. В политической жизни Северной Ирландии доминируют две основные протестантские партии, Ольстерская юнионистская партия и Демократическая юнионистская партия. Голоса националистов-католиков делятся между Социал-демократической и лейбористской партией и Шинн Фейн, ирландской националистической партией. Демократическая юнионистская партия – представляет правое крыло протестантской общины, возглавляемое Йеном Пэйсли, воинствующим проповедником и сторонником жесткой линии в отношении католиков. Основана в 1966 как Протестантская юнионистская партия выходцами из Юнионистской партии, недовольными политикой ее руководства, пошедшего на незначительные уступки католическому меньшинству. Нынешнее название приняла в октябре 1971. Опирается на протестантских религиозных фундаменталистов из числа представителей мелкой буржуазии, части фермеров и рабочих, по основным вопросам выступает с консервативных и клерикальных позиций. В отличие от ряда других юнионистских партий, поддерживает идею полной политической интеграции с Великобританией, выступает противником «Соглашения Страстной пятницы», считая, что оно может привести к отделению провинции от Соединенного Королевства. Отказывается работать в законодательном органе Северной Ирландии – Ассамблее – вместе с Шинн Фейн. В социальных вопросах требует решения проблем жилья и занятости. На выборах в палату общин парламента Великобритании в 2001 получила 0,7% и 5 мест. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии (2003) завоевала 33 места – больше на 13 мест, чем в 1998. Имеет 1 место в Европарламенте (2004). Ольстерская юнионистская партия – представляет более умеренное крыло протестантской общины. Единственная правящая партия Северной Ирландии с 1921 по 1972. Основана в 1905 как Ирландская юнионистская партия. Нынешнее название приняла в 1920-е после раздела Ирландии. Как следствие раскола партии в конце 1960-х – начале 1970-х некоторое время называлась Официальная юнионистская партия. Объединяет выходцев из различных социальных слоев, включая фермеров и рабочих. С момента основания ОЮП была связана с Орденом Оранжистов и Консервативной партией. Однако в 1990-е руководство ОЮП пошло на разрыв отношений с британскими тори и предприняло шаги по ослаблению позиций оранжистов, которые, правда, все еще остаются внутри партии. Выступает за сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства и против воссоединения Ирландии в единое государство; требует немедленного разоружения ИРА. Хотя в целом партия поддерживает Белфастское мирное соглашение, многие внутри нее полагают, что юнионистам пришлось пойти на неоправданно большие уступки католикам. На выборах в палату общин британского парламента (2001) завоевала 0,8% и 6 мест. На выборах в Законодательную ассамблею Северной Ирландии (2003) получила 24 места – на 4 места меньше, чем в 1998. Наряду с СДЛП и Шинн Фейн входила в правительство Северной Ирландии. На выборах в Европарламент (2004) получила 0,5% и 1 место. Лидер партии (с 1995) – Дэвид Тримбл. Партия альянса Северной Ирландии – несектантская центристская партия, выступающая за сохранение связей с Великобританией. Основана в апреле 1970. Имеет связи с британскими Либеральными демократами и является членом Либерального Интернационала. Представляет интересы средних слоев, преимущественно в восточных районах провинции. Выступает за унию с Великобританией при ликвидации дискриминации католиков и привлечении их к управлению. Поддерживает все инициативы, направленные на преодоление конфликта и примирение религиозных общин. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии (2003) получила 3,7% голосов и 6 мест. Лидер партии – Дэвид Форд. Социал-демократическая и лейбористская партия – одна из основных партий умеренных националистов в Северной Ирландии. Основана в августе 1970 членами Националистической партии, Республиканской лейбористской партии и Лейбористской партии Северной Ирландии, а также тремя независимыми депутатами парламента. Входит в Социалистический Интернационал. Основным влиянием пользуется прежде всего в католической общине Северной Ирландии. Выступает за равноправие, против сектантства и методов насилия в решении конфликта, активно поддерживает мирные соглашения Страстной пятницы. В долгосрочной перспективе поддерживает план воссоединения Ирландии политическими средствами. В области экономики требует большей финансовой самостоятельности для региона, обеспечения полной занятости, приоритетного развития отраслей туризма, сельского хозяйства и промышленности. СДЛП имеет 3 места в Палате общин. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии в 1998 СДЛП завоевала 24 мандата, получив 22,13% голосов. Наряду с ОЮП и Шинн Фейн входила в правительство Северной Ирландии. СДЛП стремится заручиться поддержкой молодых избирателей, в т.ч. из числа протестантов. Однако в последние годы партия переживает кризис, вызванный тем, что многие ее сторонники перешли на сторону Шинн Фейн. На выборах в Ассамблею в 2003 СДЛП получила уже 16,98% голосов и 18 мест. Лидер партии – Марк Дуркан. Шинн Фейн («Мы сами») – республиканская социалистическая партия, представляющая интересы католического меньшинства. Многими рассматривается как политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА), но сама партия утверждает, что сегодня это две совершенно самостоятельные и не связанные между собой организации. Основанная в 1905, ШФ первоначально выступала за пассивное сопротивление британцам, отказ от уплаты налогов и требовала создания независимой ирландской администрации и правительства. После реорганизации в 1917 поддержала требование Ирландской Республики. Наибольшего влияния достигла после восстания 1916. На всеобщих выборах в 1918 завоевала 73 из 105 ирландских мест в британском парламенте. Однако после ряда расколов в 1920-е влияние партии стало ослабевать. Ныне существующая партия оформилась в 1969-1970 как «временная» Шинн Фейн. В качестве основной цели ставит воссоединение страны и создание «демократической социалистической республики» с общественной собственностью на средства производства и равными правами для всех граждан. После подписания мирного соглашения Страстной пятницы (1998) ШФ отказалась от методов вооруженной борьбы за освобождение Ирландии. Во главу угла ставит политические средства урегулирования конфликта, предлагает ряд мер политического и социально-экономического характера, призванных положить конец дискриминации. На всеобщих выборах в 2001 собрала 0,7% голосов. Имеет 4 места в Палате общин британского парламента. Постоянно представлена в Ассамблее Северной Ирландии с 1982. На последних выборах в Ассамблею (2003) ШФ впервые опередила СДЛП, став крупнейшей республиканской партией в Северной Ирландии. Она получила 23,52% голосов и 24 места – на 6 мест больше, чем в 1998. Представители партии входили в правительство провинции с 1998 по 2003. Имеет 2 места в Европарламенте. Председатель партии – Джерри Адамс. Другие партии Северной Ирландии: Зеленая партия Северной Ирландии – основана в 1990. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии (2003) получила 0,39% голосов. Женская коалиция Северной Ирландии – несектантская центристская партия, выступающая против религиозного насилия, за мирное урегулирование и усиление роли женщин в Северной Ирландии. Основана в 1996. Поддерживает соглашение Страстной пятницы. До 2003 имела 2 места в Ассамблее Северной Ирландии. Прогрессивная юнионистская партия – умеренная левая партия, опирающаяся на протестантские рабочие общины Белфаста. Связана с военизированной группировкой «Силы добровольцев Ольстера». Основана в 1979. Поддерживает мирные соглашения Страстной пятницы. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии (2003) получила 1,16% голосов и 1 место. Лидер – Дэвид Эрвин. Рабочая партия Ирландии – марксистская партия. Образовалась в 1969 в результате раскола Шинн Фейн. Выступает за объединение двух частей Ирландии путем переговоров со всеми вовлеченными в конфликт сторонами и создание «объединенной демократической социалистической республики». На выборах в Ассамблею Северной Ирландии (2003) получила 0,20% голосов. Социалистический экологический альянс – основан в 2003 Социалистической рабочей партией и Компартией Ирландии. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии (2003) получил 0,35%. Юнионистская партия Соединенного Королевства – крайне правая протестантская партия, основанная в 1996 из числа членов ОЮП. Выступает против соглашения Страстной пятницы, за введение прямого британского правления, роспуск регионального правительства и парламента. На выборах в Ассамблею Северной Ирландии в 2003 получила 1 место - на 4 места меньше, чем в 1998. Лидер – Роберт Мак-Картни. Есть также несколько групп, выступающих за полную независимость Ольстера как от Великобритании, так и Ирландии (Движение независимости Ольстера, Нация Ольстера, Третий путь Ольстера). Партии в Уэльсе. Плайд Кимру – Партия Уэльса – основана 5 августа 1925 как Национальная партия Уэльса. Позднее изменила название на Уэльскую националистическую партию. Нынешнее название приняла в конце 1990-х. Согласно решениям конференции партии в 2003, «Плайд Кимру» добивается независимости Уэльса и членства страны в Европейском союзе и ООН. Ранее основной целью было достижение местного самоуправления и создания самостоятельного законодательного органа. Во внутренней и социальной политике «Плайд Кимру» выступает за общество социальной справедливости, базирующееся на принципах «общинного и децентралистского социализма»; сохранение валлийского языка и традиций; строительство национального сообщества, основанного на равноправии и уважении к различным традициям и культурам. В области экономики выступает в поддержку местных товаропроизводителей, против засилья крупных корпораций, развитие индустрии туризма, а также поддерживает право Ассамблеи Уэльса вводить собственную систему налогов, производить изменения в аппарате полиции и на железнодорожном транспорте. Традиционно наибольшим влиянием пользуется в валлийско-говорящих областях, особенно на севере. Первое место в британском парламенте получила в 1966. Постоянно представлена в палате общин с 1974. Наивысшего влияния достигла в 1999, когда был сформирован новый орган самоуправления - Ассамблея Уэльса, где «Плайд Кимру» получила 17 мест из 60, собрав 30% голосов. На выборах в Ассамблею в 2003 «Плайд Кимру», однако, потеряла 5 мест. В настоящее время имеет 4 места в Палате общин и 1 место в Европарламенте. Наряду с Шотландской национальной партией и Партией Корнуолла, является членом Демократической партии народов Европы и Европейского свободного альянса (объединения регионалистских партий в Европейском союзе и Европарламенте). Насчитывает свыше 10 тысяч членов. Председатель – Дэффид Айван. Генеральный секретарь – Карл Дэвис. Другие партии в Уэльсе. Вперед, Уэльс – социалистическая левая партия, образована в 2003 на базе Независимой партии Джона Марека (создана бывшим депутатом Ассамблеи Уэльса от лейбористов Джоном Мареком). Выступает за «демократический, социалистический Уэльс», расширение полномочий местных органов власти, сохранение государственного сектора и против приватизации. Тесно связана с Шотландской социалистической партией. Имеет 1 место в Ассамблее Уэльса. Красный Уэльс, уэльские социалисты – организация радикальных левых националистов, выступающих за независимый социалистический Уэльс. Основана в 1987. Была одним из основателей Уэльского социалистического альянса, но в результате разногласий с троцкистами вышла из него и теперь работает вместе с партией Вперед, Уэльс. Партия независимости Уэльса – республиканская партия, выступающая за полную независимость Уэльса от Великобритании. Образована в январе 2000 в результате раскола «Плайд Кимру». Уэльский социалистический альянс – радикальная левая коалиция, образованная в 2001 различными троцкистскими группами и организацией «Красный Уэльс, уэльские социалисты». Имеет представителей в местных органах власти. Партии в Шотландии. В политическом спектре Шотландии преобладают главным образом левоцентристские и националистические партии. Шотландская национальная партия – умеренная левоцентристская партия. Основана в 1934 в результате объединения Национальной партии Шотландии (осн. в 1928) и Шотландской партии (осн. в 1932). В настоящий момент наиболее популярная партия в Шотландии после лейбористов. В качестве основной цели ставит достижение независимости Шотландии, признания её полноправным членом Европейского союза. После достижения независимости поддерживает идею референдума о форме правления и сохранении Шотландии в составе Британского Содружества. В социально-экономической области программа партии близка к европейской социал-демократии; выдвигает требования обеспечения полной занятости, уничтожения бедности, прогрессивной налоговой реформы, расширения государственного сектора и приватизации нерентабельных отраслей. Партия требует установления полного контроля шотландских органов над национальной экономикой и ресурсами, возможности самостоятельно устанавливать минимальную заработную плату и распределять жилищный фонд. Во внешней политике предполагает в случае прихода к власти осуществить одностороннее ядерное разоружение. Поддерживает включение Шотландии в зону единой европейской валюты, хотя есть некоторые члены, которые не согласны с этим. Свои первые места в парламенте Великобритании получила в результате довыборов в 1945. Постоянно представлена в Палате общин с 1967. Своего наибольшего влияния достигла в 70-е гг. На парламентских выборах в октябре 1974 партия провела в Палату общин 11 депутатов, собрав свыше 30% голосов в Шотландии. В настоящее время имеет 5 представителей в Палате общин (1,76% голосов) и 27 в Шотландском парламенте (23,8% голосов). На выборах в Европарламент (2004) получила 1,4% и 2 места. Насчитывает свыше 20 тысяч членов. Лидер – Джон Суинни. Председатель – Уинифред Юинг. Национальный секретарь – Колин Кэмпбэлл. Входит в Демократическую партию народов Европы. Шотландская социалистическая партия – радикальная левая партия. Основана в 1996 как попытка создания массовой рабочей партии. Объединила несколько республиканских и троцкистских групп, включая Шотландский социалистический альянс и Шотландскую республиканскую социалистическую партию (ШРСП). Нынешнее название носит с 1998. Ключевая цель ШСП – независимость Шотландии, которая обеспечит шотландцев демократической системой, что поможет им бороться за социализм. В долгосрочной перспективе выступает за создание «Шотландской социалистической республики». Стоит на марксистской экономической платформе, поддерживает идею смешанной экономики и государственного регулирования. Программа ШСП на выборах включала в себя требования: введения системы налогообложения с богатства; предоставления бесплатного питания для всех учеников школ; повышения минимальной заработной платы; сокращения рабочей недели в общественном секторе; пересмотра схем приватизации. Внутренняя структура партии допускает создание фракций (платформ), основные среди них: Интернациональное социалистическое движение (осн. в 1999, троцкисты); Интернациональные социалисты (секция Комитета за Рабочий Интернационал, осн. в 2001 как откол от ИСД); Республиканская коммунистическая сеть (осн. в 1999, радикальные левые националисты); Социалистическая рабочая платформа (осн. в 2001 шотландскими членами Социалистической рабочей партии, троцкисты); Шотландское республиканское социалистическое движение (осн. в 1982; радикальные левые националисты). На выборах в Палату общин в 2001 получила 0,28%. Имеет 6 мест в Шотландском парламенте (2003). Численность – 3 тыс. членов (2003). Лидеры – Томми Шеридан и Алан Мак-Комбес. Шотландская зеленая партия – основана в 1979 как Шотландская экологическая партия. Член Европейской федерации зеленых партий (ЕФЗП). Отделилась от Зеленой партии Англии и Уэльса в 1990. В своей деятельности руководствуется программой «К зеленой Шотландии», принятой в 1990. Выступает за независимость Шотландии. На выборах в Шотландский парламент (2003) собрала 6,9% голосов и получила 7 мест. Прочие партии. Кроме основных, существует еще несколько партий, поддерживающих идею шотландской независимости и выход страны из Европейского союза. Среди них: Кланнасаор, Партия свободной Шотландии (осн. в 2004), Шотландская партия независимости (осн. в 2003), Шотландская сепаратистская группа (осн. в 1995, легальное крыло Шотландской национально-освободительной армии). Коммунистическая партия Шотландии – основана в 1992 как откол от Компартии Великобритании. Ее политическая платформа – вариант программы «Британский путь к социализму» с большим акцентом на независимость Шотландии. На всеобщих выборах поддерживает Шотландскую социалистическую партию. Шотландская партия единства престарелых граждан (ШПЕПГ) – партия защиты прав пенсионеров. Основана в 2003. Выступает против планов британского правительства повысить возрастную планку выхода граждан на пенсию. Имеет 1 место в Шотландском парламенте. Лидер – Джон Свинбурн. Шотландская юнионистская партия – образована в середине 1980-х шотландскими оранжистами, недовольными политикой тогдашнего правительства тори, пошедшего на уступки католическому меньшинству в северноирландском конфликте. Идеологически выступает с консервативных позиций, полностью отвергая идею шотландской независимости. Другие региональные партии, часто выступающие за независимость или большую автономию своего региона: Английская партия демократов, ранее известная как Английская национальная партия. Выступает за учреждение Английского парламента. Настроена против Европейского союза и создания региональных ассамблей в Англии. Требует сокращения числа иммигрантов, пересмотра существующих законов о предоставлении убежища и кодификацию уголовного законодательства. Корнуэльская национальная партия – основана 28 мая 1975 в результате раскола Партии Корнуолла. Стоит на левонационалистических позициях, выступая за сохранение национальных традиций и языка, а также за развитие местной экономики. Партия Корнуолла / Сыны Корнуолла – основана в 1951. Выступает за независимость Корнуолла. Политическая платформа определяется как «корнуэльская, зеленая, левоцентристская, децентралистская». На всеобщих выборах в 2001 получила 0,012%. Входит в Демократическую партию народов Европы. Уэссекская регионалистская партия – основана в 1974. Выступает за деволюцию, т.е. создание законодательной и административной системы в графстве Уэссекс. Группы интересов. В послевоенный период правительство проводило регулярные консультации, направленные на разрешение вопросов, возникающих между профсоюзами и работодателями. С 1969 правительства лейбористов и консерваторов пытались реформировать законодательство о профсоюзах и вовлечь последние в проведение политики сдерживания роста зарплаты. После 1979 правительство Маргарет Тэтчер провело ряд законов, резко ограничивавших деятельность профсоюзов и регулирующих их внутренние структуры. Сокращению их влияния способствовали изменения в структуре занятости и производства, в т.ч. приватизация, сокращение промышленного производства, рост числа мелких предприятий, увеличение объемов временной занятости и высокий уровень безработицы. Число членов профсоюзов сократилось с 12,2 млн. человек в 1975 до 7,2 млн. человек в 1996. В середине 1990-х профсоюзы насчитывали около трети рабочей силы в стране. Крупнейшим профсоюзным объединением остается Британский конгресс тред-юнионов (БКТ), созданный в 1868. По состоянию на 1997 в него входили 74 профсоюза (6,8 млн. членов). БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию и входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. В Шотландии и Уэльсе действуют Шотландский конгресс тред-юнионов (ШКТ, основан в 1897) и Уэльский совет тред-юнионов (УКТ). Члены профсоюзов Северной Ирландии входят в Ирландский конгресс тред-юнионов, созданный в 1959, причем часть из них также подчинена БКТ. Основной организацией работодателей является Конфедерация британской промышленности, представляющая прямо или косвенно около 250 000 предприятий, на которых работают около половины занятого населения. Все эти промышленные, профсоюзные и другие группы стремятся повлиять на решения правительства и хотят, чтобы с ними проводились консультации. Они часто нанимают парламентариев в качестве парламентских консультантов, имеют в парламенте своих профессиональных лоббистов или создают собственные лоббистские структуры. Целый ряд организаций, начиная с Британской федерации автомобильных перевозок, Ассоциации станкостроительных технологий, Национального союза фермеров и кончая Друзьями Земли, Королевским обществом защиты птиц и Группой поддержки нищих детей, пытаются оказать то или иное влияние на правительство. Насколько оно велико – неизвестно, учитывая секретный характер правительственной деятельности. Вооруженные силы. Великобритания является членом НАТО и Западно-Европейского союза. Последний образован как орган обороны и главный консультационный форум для европейских членов НАТО. Великобритания, как и Франция, имеет ядерное оружие, которое изначально предназначалось для сдерживания советской агрессии. Воинская служба носит добровольный характер. В середине 1990-х годов британские вооруженные силы насчитывали примерно 300 тыс. человек. На Британию возложена ведущая роль в поддержке Европейского корпуса сил быстрого реагирования. Литература: Энциклопедия Кругосвет. |
ИСТОРИЯ ЕВРОПЫ |